Конспект занятия по звуковой культуре речи.
Тема: Звук З.
Цель: знакомство со звуком З, его графическим изображением (буквой З). Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Материал: игрушка- комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Объемная буква З. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Деревянный массажер.
Ход занятия. 1. Орг. момент.
Логопед: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья.» Логопед достает картинки – символы. Артикуляционная гимнастика: бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, кошка сердится, лошадка, останавливаем лошадку (трррр). 2. Основная часть.
Л.: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ». Достает коробку с комариком. Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. С помощью массажера проводит по ладоням и спине каждого ребенка, озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами посередине язычка желобок, горлышко звенит. Л: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров.» Дети вместе с логопедом поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают). Л: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики». Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики». Л.: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З». Логопед выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Логопед уточняет, что все эти слова начинаются на звук З. Л.: «А выглядит звук З вот так». Показывает объемную букву З, дети проводят по ней пальчиками обеих рук. Л.: «А теперь давайте подуем на комариков и они полетят». Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке». 3.Заключение.
Л.: «Давайте еще раз вспомним слова на звук З». Дети называют, ориентируясь на картинки. Л.: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».
Разработала: Ирижепова Лилия Анверовна. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 122», ГБУ ОРУ «Для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Астрахань. Учитель –логопед.
|