Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку» Амурская область, г.Белогорск МДОАУ № 17 Родионова И.В. учитель-логопед
Программное содержание: • Учить детей обыгрывать знакомые сказочные сюжеты используя в речи монологи, диалоги; развивать речевую активность. • Побуждать к выразительной передаче эмоциональных состояний сказочных персонажей в мимике, движениях, темпоритмике. • Воспитывать любовь к народному творчеству; поощрять добрые отношения, внимание к друг другу, активность и самостоятельность.
Оборудование: Шляпа, волшебная палочка, яйцо, горшочек, палочки деревянные, музыка, аудио кассеты, ромашки, коса, сказочный домик.
Ход занятия:
I.Психологический настрой детей:
Тише, тише, тишина… Сказка к нам идет сама. Ветерком прохладным вея, В сказку дверь открыла Фея.
II. Фея: здравствуйте ребята! Дети: здравствуйте! Фея: добро пожаловать в страну сказок. А хорошо ли вы их знаете? Дети: да. Фея: тогда скажите какими словами они начинаются? Дети: жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды… Фея: а какими заканчиваются? Дети: вот и сказке конец, а кто слушал молодец. И стали они жить поживать и добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Фея: а чем отличается сказка от рассказа? Дети: там есть волшебство, чудо и т.д. Фея: а кто из вас знает волшебные слова? Дети: трах-ти-бидох; абра-кадабра и тд. Фея: давайте их произнесем и превратимся в маленький паровозик (становимся друг за другом и произносим звук У), а теперь в большой паровоз (громко произносим звук У). Стоп машина! А теперь представьте, что в пути нас настигла ночь. (дети закрывают глаза и слушают только уши). Воспитатель издает звуки, напоминающие комариные З-З-З. Дети открывают глаза и Фея спрашивает: как вы думаете кто это звенел? Дети: комар. Фея: а какой он? Дети: маленький, тоненький, легкий комар. Фея: а нос какой? Дети: длинный, тонкий. Фея: на что похож? Дети: на иголку, на спицу и тд. Фея: давайте с ним поздороваемся. Дети: звенят громко – тихо з-з-з. Фея: а теперь говорим волшебные слова, превращаемся в комариков и летим на стульчики.
III. Введение в мир сказки.
Фея: сидит зайчик и плачет. Идет мимо петух. О чем заинька плачешь? Из какой сказки эти слова? Дети: « Заюшкина избушка». Фея: а в гостях у нас из сказки Петух и Лиса. (обыгрывание детьми эпизода из сказки – диалог двух детей). Дети вам понравилось? Дети: очень. Фея: а теперь давайте послушаем музыку (прослушивание аудиозаписи). Игра «Угадай по музыке». Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое, грустное, спокойное? Эта музыка быстрая или медленная? Дети: грустная, медленная, печальная и тд. Фея: пока мы с вами слушали музыку, появилась у нас курочка. Как вы думаете из какой сказки она? Дети: из сказки «Курочка Ряба». Фея: если музыка грустная, печальная, то что делают дед с бабой (радуются или слезы льют?) А кто желает показать как дед с бабой плачут? Дети показывают с помощью движений и мимики, позы героев в проблемных ситуациях: сначала как они плачут, а затем как радуются, когда курочка снесла им еще одно яичко.
Пантомимический этюд «Печаль»
Дети имитируют плач: слегка прикрывают глаза, голову опускают, туловище наклоняют вперед, руками утирают слезы.
Психогимнастика: (с палочками) Упражнение на ритмизацию «Слезы капали». С помощью палочек вместе с Феей дети ритмизируют состояние сказочного героя: сначала умеренное, ровное, тихое постукивание, затем быстрые и громкие движения, а потом снова умеренное, ровное, тихое постукивание. IV. Фея: загадывает загадку.
«Железные зубы, костяная нога Все люди знают – это Баба-Яга». (появляется картинка с изображением Бабы-Яги).
Физминутка «В темном лесу есть избушка». (проводит ребенок)
В темном лесу есть избушка. (дети шагают). Стоит задом наперед. (дети поворачиваются). В той избушке есть старушка. (грозят пальцем). Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки). Нос крючком, (показывают пальчиком). Глаза большие, (показывают). Словно угольки горят. (покачивают головой). Ух, сердитая какая! (бег на месте) Дыбом волосы стоят. (руки вверх).
Фея: пока вы упражнения выполняли, нашептала она мне на ухо, что разозлился дракон на птиц и заколдовал их в чудище. А помочь ему можете только вы. Но прежде чем оно появится здесь, скажите: если бы оно встретилось у вас на пути, то что бы вы делали? Дети: ответы детей. Фея: поможем расколдовать? Д/Игра «Чей, чья, чье». (закрепление навыка практического употребления в речи притяжательных прилагательных) -Это чей хвост? -Это чья лапа? -Это чей клюв? И тд. Дети: ответы детей. Фея: вот и расколдовали мы чудище и превратилось оно в красивых чудесных птиц. Давайте их назовем. Дети: лебедь, гусь, ворона, петух и тд. Фея: я хочу вас отблагодарить за это и приглашаю поколдовать. Все идем по кругу, произносим волшебные слова. «Волшебные слова» (речь с движением)
Тани-бани Что под нами, Под железными столбами? Там мышки живут, Они шапки шьют, Одна шапка упала – Мышка - скок – убежала. Кот Матвей побежал за ней!
(Звучит музыка, все дети закрывают глаза, а в это время появляется горшочек с «золотыми монетками»)
Фея: спасибо всем, мне приятно было с вами пообщаться, до новых встреч.
|