Костина Валентина Фёдоровна Воспитатель I-ой квалификационной категории МОУ детский сад комбинированного вида № 310 г. Волгоград Мельников Александр Михайлович Тренер – преподаватель I-ой квалификационной категории МОУ ДОД ДЮСШ № 20 по шахматам г. Волгоград
Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада с включением элементов тестопластики «Герои шахматного королевства: Ладья» Детский сад № 310 и ДЮСШ № 20 сотрудничают с 2006 года. Занятия проводятся по авторской образовательной программе «Шахматы в детском саду». Автор программы Мельников А.М. Программа была отмечена призом областного конкурса авторских образовательных программ в 2006 г. заняв II- место.
Пояснительная записка: Занятие по своей структуре состоит из двух частей с 15 -ти минутным перерывом-переменой между частями. Такая структура обусловлена специальными требованиями к образовательному процессу в детском саду и ограничениями накладываемыми ими же. Первую часть ведёт тренер-преподаватель согласно календарно-тематическому планированию в рамках учебной программы по программе «Шахматы в детском саду». Вторая часть, после перемены, проводится совместно воспитателем группы и тренером – преподавателем.
Цели: 1. Формирование у детей устойчивый интерес к лепке; 2. Формирование у детей заинтересованное отношение к коллективной деятельности; 3. Формирование у детей устойчивый интерес к шахматной игре; 4. Формирование у детей устойчивых знаний правил ходов фигур и пешек, основных правил шахматной игры.
Задачи: 1. Развить мелкую моторику и координацию движений рук, рисуя концом кисти; 2. Развить мелкую моторику и координацию движений рук, осуществляя лепку; 3. Закрепить ранее усвоенные навыки работы с солёным тестом. 4. Закрепить умение самостоятельно получать коричневый цвет, смешивая красный и зелёный; 5. Закрепить в словаре детей новые слова и словосочетания – горизонталь, вертикаль, диагональ, квадрат, шахматное поле; 6. Закрепить ранее усвоенные знания о шахматной фигуре Ладья, понятиях направления движения на шахматной доске «по горизонтали» и «по вертикали»; 7. Закрепить понятия цвета «белое» и «чёрное» в шахматной игре. Введение в абстрактное мышление.
Оборудование и материалы Для каждого ребёнка: досточки для лепки, пластиковые контейнеры для теста, белое солёное тесто, кисти № 1, подставки для кисточек, гуашь, палитра для смешивания, стаканчики с водой, зубочистки, стеки, пластиковый твёрдый стаканчик из набора игровой посуды, 5 квадратов из бумаги для рисования 5х5 см, салфетки. Лист картона формата А4, канцелярский клей или клеящий карандаш. Лист картона предварительно разграфлён линиями отступа: по длинной стороне, лежащей к ребёнку, 1 см., по короткой стороне слева и справа 2см. Внутренняя часть листа картона разграфлена на квадраты 5х5 см.
Демонстрационный материал: демонстрационная шахматная доска, две фигуры Ладья из комплекта для демонстрационной доски и две фигуры Ладья из игрового комплекта.
Ход занятия Тренер-преподаватель: Здравствуйте дети! Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? ... (о фигурах и пешках) Да, правильно. Но мы сегодня ещё и вылепим фигуру и выложим её дорожки. А как называются дорожки в шахматном королевстве, на шахматной доске (вертикаль, горизонталь, диагональ) Воспитатель показывает фигуру и ставит на подставку. Воспитатель: А какая это фигура, каково её название? … (Ладья) Тренер-преподаватель на демонстрационной доске показывает, как ходит и осуществляет взятие Ладья и читает стихотворение – загадку: Я Ладья и я упряма И хожу я только? ….. (Прямо) Влево, вправо, взад, вперёд,
А могу наоборот!
Воспитатель: Давайте ребята рассмотрим шахматную фигуру Ладья. -На что похожа эта шахматная фигура? ... (На башню крепости) - Какая у этой фигуры вершинка? ... (Круглая и плоская, как кекс, с зубцами, как на крепостной стене). - На что прикреплена вершинка? ... ( На столбик) - На чем стоит столбик? ... (На основании) - Что больше по размеру, а что меньше? ... (Вершинка меньше по высоте, чем столбик, но шире. Столбик выше вершинки и основания. Основание шире столбика и вершинки.) - Как соединить между собой вершинку и столбик и основание? ... (Смочить место соединения и вставить половинку зубочистки, затем примазать). Садитесь, доставайте из мешочков тесто. Давайте сделаем основание, ведь любой домик или памятник начинается с чего? ...(основания, фундамента) Воспитатель делает сама и показывает детям, помогая и отвечая на их вопросы. Отщипывайте на основание теста, сколько считаете нужным. Разминайте, чтобы не было трещинок. Скатывайте. Основание у каждой фигурки должно получиться одинаковым. Как это сделать? ... Для чего у вас на столах стоят стаканчики? … (для вырезания ровненьких кружочков) Теперь отщипываем на столбик. Кто скажет мне, дети, ровный ли столбик у нашей фигуры Ладья? ... (нет, внизу шире, а вверху уже) Давайте раскатаем столбик с одной стороны уже, а с другой шире и отрежем по мерке, так чтобы у всех столбик был одинаковой высоты. Отщипните на вершинку теста, сколько считаете нужным. Разминаем, скатываем. Делаем зубцы как на настоящей крепостной башне. Переломим зубочистку пополам. Одну половинку воткнем посередине в основание, но не до конца, а так, чтобы кончик сильно выступал вверх. На этот кончик насадим столбик, широкой частью вниз и примажем к основанию. Оставшуюся половинку зубочистки воткнем в вершину столбика и насадим на выступающий кончик зубочистки вылепленную шапочку и примажем к столбику. Кто закончил лепить, может начинать раскрашивать. В коричневый цвет. - Как получить коричневый цвет? … (Смешать красный и зелёный). Дети получают на палитре коричневый цвет, и раскрашивают вылепленные Ладьи. Готовые Ладьи ставятся для высыхания. Тренер – преподаватель обращается к детям: Мы с вами вылепили фигуру Ладья, а как называются дорожки, по которым она ходит? ... (горизонталь, вертикаль) А из чего эти дорожки строятся? ... (квадратиков, полей) А поля одного цвета или разного? ... (разного) А какого цвета эти поля? ... (белого, чёрного) Где стоит Ладья в начале игры? ... (в углу) А как узнать правильно ли мы положили доску? ... (Поле в углу, слева, с той стороны, где наше сердечко, всегда черного цвета) Воспитатель делает сама и показывает детям, помогая и отвечая на их вопросы. Давайте раскрасим четыре квадратика – поля в коричневый цвет и выложим дорожку для Ладьи. Эта дорожка слева на право, вдоль нижней линии. Помним ребята, левое угловое поле – квадратик всегда черного цвета. Если мы раскрасим наши квадратики – поля в синий цвет, то какой это цвет будет? ... В шахматной игре (чёрный). А если раскрасим в красный или зелёный?… (чёрный) Дети раскрашивают четыре поля и вместе с воспитателем и тренером-преподавателем выкладывают вертикаль или горизонталь для Ладьи по разграфленным на листе картона квадратам. Ставят вылепленную фигуру Ладья на одно из полей выложенной линии – дорожки. Итог занятия Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все справились с работой! Теперь у каждого из вас есть своя фигура ладья и у каждой фигуры Ладья своя дорожка. Уже сейчас этой фигурой Ладья можно играть в шахматы. А на следующем занятии мы вылепим другую фигуру, которая называется Слон и проложим дорожки для него. А теперь, ребята, скажем нашему тренеру: - Спасибо! До свидания! Тренер-преподаватель: Спасибо вам дети за внимание и старание! До свидания ребята!
|