Цель. Формировать умение соотносить характер постройки дома с климатическими условиями местности, выстраивать логические взаимосвязи между строительным материалом и природой, познакомить с климатической картой. Формировать умение правильно находить климатическую зону для различных построек человека. Развивать внимание детей на эстетическое оформление домов жителей различных природных зон. Воспитывать умение видеть оригинальность различных построек.
Материал. Карта климатических зон со специальным обозначением климата. Стройматериалы, нужных для строительства домиков, игрушечные домики, карточки с изображением домов.
Ход. Педагог демонстрирует детям письмо. Педагог: Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло вот такое большое письмо. Оно адресовано нашей группе. Давайте его прочитаем?
Дети: Педагог: достает из конверта изображения различных построек Удивляется. Далее достает текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите нам, пожалуйста, дайте совет. Нам надо построить себе домики, но не знаем из чего их строить. Вот у кого-то дом из кирпича, у кого-то из овечьей шкуры, у кого-то из бревен или, вообще, из соломы» Педагог: Да! Странное письмо. Не понятно, кто его написал. Может в конверте есть еще что-то? Педагог достает из конверта изображение аборигена и эскимоса, оговаривает с детьми персонажей на картинке.
Педагог: Поможем, ребята, нашим героям? Дети: Педагог: Для того, чтобы нам было легче, я предлагаю поиграть в игру. Дети встают в круг. Физкультминутка «Юрта» Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте) Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны) Гости явятся едва (Повороты туловища влево – вправо) В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте) Печка жарко топится (Хлопаем в ладоши) Угостить торопиться (Присели) Ладушки, ладушки (Хлопаем в ладоши) Круглые оладушки! (Шагаем на месте)
Педагог: Все взбодрились? Понравилось? Теперь, я думаю мы справимся с задачей! Ребята! А кто мне скажет, люди какой профессии планируют постройки и подсказывают строителям из чего строить дом? Дети: Педагог: Правильно! Давайте МЫ сегодня станем архитекторами! Как любой архитектор, мы должны спланировать будущую постройку. А для этого нам с Вами будет необходимо: Педагог демонстрирует схему занятия . 1. Сначала определить, где будут стоять дома наших героев. 2. Потом отметить, что хотят в домах герои, а чего там быть не должно. 3. И наконец, мы узнаем из какого материала нужно делать дома, чтобы они соответствовали всем требованиям. Педагог: Итак, Света (ребенок) скажи, что мы должны узнать сначала? Ребенок: Педагог: Правильно. Для этого я приглашаю вас в отдел картографии. Мольберт с климатической картой. Перед вами корта мира. Но не простая, а климатическая. Она раскрашена в разные цвета. Синий цвет – это места, где очень холодно, всегда много снега, дует сильный холодный ветер и очень мало солнца. Почти всегда темно. Красный цвет обозначает места, где всегда очень жарко, душно, мало ветра и всегда ярко светит горячее солнце. Как настоящие архитекторы, мы должны отметить на карте места, где будут стоять домики наших героев. Но их нет. Как же нам узнать? Давайте вспоминать. Дети вспоминают одежду и др. признаки у эскимоса и аборигена. Отмечают их на карте фишками. Педагог: Итак. Эскимос будет жить в синей климатической местности, где холодно и темно. Абориген – в красной климатической местности, где жарко и ярко светит солнце. Вот мы и узнали, где будут стоять домики. Теперь нам надо узнать, что эскимос и абориген хотят в домах, а чего там быть не должно. Одним словом, узнать уют. А как нам без наших героев это узнать (Возможны ответы детей)? О! Я предлагаю сначала поиграть в игру, которая нам поможет всё вспомнить об уютных домах. Подвижная игра «Мой уютный дом» с мячом. Дети встают в круг и бросают педагогу мяч, называя уютные моменты в доме (чистая посуда, нет мусора) Педагог: Вот мы и вспомнили, что такое уютный дом. А уют для аборигена и эскимоса мы давайте с Вами отметим на чертежах, как настоящие архитекторы. Педагог приглашает детей за столы. Пальчиковая гимнастика «В гости» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик Малышок Постучался о порог. Вместе пальчики друзья – Дуг без друга им нельзя. Самостоятельная работа. Дети используют цвета для обозначения климата внутри дома: красный – дома жарко, синий – дома прохладно. Звучит Вивальди. Педагог: А как нам этого добиться? Как сохранить тепло в доме, если на улице мороз? Как сделать дома прохладу, если на улице сильная жара? Дети: Педагог: Давайте узнаем, какое материалы для строительства дома не боятся ветра, а какие его пускают в дом. Давайте пройдем в экспериментальный отдел. Дети проводят эксперимент: пытаются сдуть перышко, спрятанное за веточками соломки, кирпичиками, стеклянной крышкой. Педагог подводит итоги. Еще раз подчеркивает значение местности, где будут стоять дома. Педагог: А что понравилось Вам в нашем исследовании, дорогие ребята. Дети:
|