Программные задачи: Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот. Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность, Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма. Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения. Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Материал к занятию: игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»
Организация детей на занятии: дети передвигаются по групповой комнате.
Методические приемы: Словесные: вопросы, рассказывание, беседа, Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку» Демонстрационный: наглядный материал
Ход непосредственно-образовательной деятельности: Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям. Воспитатель: "Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся" Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними. - Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»). - Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно. - Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе) - Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются с 2-3 детьми. - Как вы думаете, какой это транспорт? - Где он ходит? (по земле) - Значит, как его можно назвать? (наземный) - Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы) - А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер) -Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его). - Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице? - Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили) (опросить 4-5 чел) - Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»
Динамическая пауза «Цветные автомобили» (Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами. Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)
После игры воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение.
Несёт кораблик по волнам И в стороны качает. Куда несёт, не знает сам, И скоро ли причалит.
По морю лодочка плывёт, Попутный дует ветер. Кораблик свой замедлил ход: Он лодочку приметил.
- Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке) - Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта). - Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют) - А как это все можно назвать одним словом? (транспорт) - Какой это транспорт? - Где он ходит? (по воде, значит – водный) - Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор. А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна) - Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы) - А кто управляет этим транспортом? (Капитан) -Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.
Физминутка Игра «Море волнуется» Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик
Ежик и Лисенок: - Ой, что это такое? Воспитатель:
- Ребята, что это? (самолет) - К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей) - Почему? (он летает в воздухе) - Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы. - Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели - А вы знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)
Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» (игра с использованием мяча) Про что можно сказать – легковой? (автомобиль) Легковые – (автомобили) Легковая – (машина) Грузовой – (корабль, грузовик) Плавающий – (катер, корабль) Плавающая – (яхта, лодка) Летящий – (самолет, вертолет) Летящая – (ракета) Длинный – (самолет) Длинные – (самолеты)
- Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики) - Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)
Итог занятия. Воспитатель предлагает детям стать в круг. - Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили? - Что вы узнали нового? - Что вам было интересно? -Что показалось трудным? Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает желающим детям воды, посетить туалетную комнату).
|