МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка» Федорова Ольга Павловна воспитатель
Тема: Богородская игрушка и её мастера. (старшая группа)
Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.
Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.
Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.
Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста. - Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает». (вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3) - Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое? - Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило? - Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь? - Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг) - Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы! - Ребята, посмотрите, что у нас получилось? - Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце. - Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два? -Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся) - Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются? (вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки) - Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик. Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая. - Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки? Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны. - Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет. (дети читаю стихотворения)
Дымковский индюк.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный. У большого индюка все расписаны бока. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост- Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краскою горя, как корона у царя. Индюк красочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.
Мои игрушки. В. Василенко.
Со старинной сказкой схожи, появились предо мной. Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой. Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень. Забавлять меня готовы, быть со мною целый день. На столе моём охотно отыскали уголок. За моей следят работой, чтобы я устать не мог. И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести. Удивительно живые – не попросят лишь поесть.
- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки) - Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская. (рассказ воспитателя) Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка. Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые. (показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок) - Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки. (показ иллюстрации) Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.
Физкультминутка.
Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять. А теперь тихонько сесть – это шесть.
- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь? - Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя. - А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать. (воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).
Сказка. Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи». Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.
- Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему? ( воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой) -Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.
Солнце глянуло в кроватку Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать Руки вытянуть пошире Раз, два, три, четыре, пять Наклониться три, четыре И на месте постоять. На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку.
-Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку? - Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются? - У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной. - Вспомним, как называются эти игрушки?
- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли. Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.
- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки. - Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (дети говорят пословицы и поговорки о труде) - А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера. (дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров) - Понравилась вам работа мастеров? - А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы. (дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты). - Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки) - Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали. - Что вам больше всего понравилось? - Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.
|