Цель: - Познакомить детей со звуком [й]; - Определение места звука [й] в словах; - Звуковой анализ слова «чайка»; - Учить подбирать слова антонимы к предложенным словам.
Инвентарь: картинки, на которых нарисованы: чайник, кофейник, воробей, йогурт, соловей, чайка, майка, яйцо, скамейка, каравай, чай, лейка, трамвай, йод; пеналы с цветными фишками; тетради и простые карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Наоборот». Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь – низко.
Далеко – близко Потолок – пол Потерял – нашел Трус – храбрец Мокрый – сухой Ходить – стоять Густой – жидкий Чистый – грязный День – ночь Черный – белый Холодный – теплый Грустный – веселый Длинный – короткий Добрый – злой Первый – последний Близко – далеко Тяжелый – легкий Одинаковый – разный Пустой – полный Старый – молодой Закрыто – открыто Мягкий – твердый Умный – глупый Широкий – узкий Тихо – громко Быстро – медленно Теперь начало я скажу, Ну, отвечай: конец!
2. Дыхательная гимнастика. - Сделали вдох, при выдохе произносим звук а-а-а-а-а ([о],[у],[и],[э],[ы]). - Ребята, какие звуки мы с вами повторили? (гласные)
3. Фонематическая зарядка. «Доскажите словечко» Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в 5 минут. Ты садись и не зевай, Отправляется (трамвай).
Что нам пели, угадай? Баю (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц (май).
Что мы пели, угадай? Кара (вай).
Что в стакане, угадай? Сладкий (чай). - Какой новый звук есть во всех этих словах? (звук й)
4. Анализ звука [й]. - Звук [й] – всегда мягкий согласный звук и обозначается зеленой фишкой. - Давайте сфотографируем звук [й].
- Определите местоположение звука [й] в словах: чайник, кофейник, воробей, йогурт, соловей, чайка, майка, яйцо, скамейка, каравай, чай, лейка, трамвай, йод.
5. Физкультминутка. Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели. Травушку покушали, тишину послушали. Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко! (делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать).
6. Звуковой анализ слова «чайка» (работа с пеналами). 1) Схема слова: сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных звуков, назвать эти звуки. 2) Деление слова на слоги. 3) Найти ударный слог.
7. Гимнастика для глаз. - Ребята, а сейчас все посмотрите только глазками вверх, вниз, влево, вправо, на доску, на окошко, на двери.
8. Работа над предложением (работа в тетрадях). - Придумайте предложение со словом «чайка». 1) Сколько слов в предложении. 2) 1ое слово в предложении. 3) Как его обозначим? 4) 2ое слово в предложении. Дальше по данной схеме. - Записываем предложение в тетради.
9. Игра «Хитрая книга сказок». В чаще голову задрав, Воет с голоду жираф (волк).
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый волк (медведь).
Дочерей и сыновей Учит хрюкать муравей (свинья).
Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая лисица (белка).
Быстрее всех от страха Несется черепаха (заяц).
По горной круче проходил Обросший шерстью крокодил (баран).
В теплой лужице своей Громко квакал Бармалей (лягушонок).
С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает корова (обезьяна).
10. Итог. - С каким звуком мы с вами познакомились? - Что узнали нового на занятии? - В какие игры мы сегодня с вами играли?
|