МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка»
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Занятие подготовила и провела старший воспитатель МДОУ Синявина Елена Геннадьевна Программное содержание:
Образовательные задачи: - Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий. - Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач. - Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения. - Систематизировать и расширять знания о школе.
Развивающие задачи: - Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма. - Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: - Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах. - Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Школа- это так важно» - Беседы с детьми на тему «Скоро в школу». - Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях. - Чтение стихотворений о школе, об учениках. - Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон». - Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью совершенствования диалогической формы речи. - Проведение графических диктантов с детьми. - Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков.
Оборудование: - Портфель со школьными принадлежностями. ( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым)
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка) - Пеналы с цифрами и математическими знаками. - Проволока разной длины ( на каждого ребёнка). - Сигнальные карточки. - Телефон.
Методические приёмы:
Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка.
Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, сравнение с образцом.
Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Индивидуальная работа:
- С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи.
- С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки.
- С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта.
Ход занятия: - Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками. Когда это случится?
- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Скажите, чем детский сад отличается от школы: - В детском саду дети спят, а в школе? - В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе? - В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно? - В детском саду оценки не ставят, а в школе?
- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе. К нам в детский сад пришел необычный гость. А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку. - У девчонки, у мальчишки, В нём лежат тетради, книжки, Ручка, кисточка, альбом, Нет лишь куклам места в нём!
- Конечно же, это школьный портфель! (показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом) Вот он! Ой, что же это такое? Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя?
- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный? (портфель «шепчет» не ухо воспитателю) Все понятно, с портфелем случилась беда. Он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного?
- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны? Вы знаете, как её зовут?
- Кто сможет поговорить по телефону со Светланой Юрьевной. - Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить. ( Звонок директору)
- Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками. Уважаемый портфель, можно тебя открыть? ( открываю портфель) Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля. Я то в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать Что такое я? -У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради? Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки. (дети выполняют задание) - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Что осталось незачёркнутым?
Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны. Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку.
- Кто сможет сложитьиз этих букв слово и прочитать его? - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово.
- Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится. Алёша, поставь, пожалуйста, на этот стол слева 4 матрёшки. А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа. (дети выполняют задание) Ребята, что сделали Алёша и Аня?
- Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи. Послушайте ещё раз условие задачи: Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. Саша, повтори условие задачи.
- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче? - Правильно, это и будет вопрос нашей задачи. Антон, повтори вопрос задачи.
- Вопрос всегда стоит в задаче после условия. - Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну. - Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи? -Что нужно сделать, чтобы решить задачу. - Так сколько всего стало матрёшек? - Это и будет ответ нашей задачи.
Артём, повтори ответ задачи.
- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!
- Кто из вас хочет составить свою задачу? Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи.
- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи.
- Какой вопрос у этой задачи?
- Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос. - Как мы будем решать эту задачу?
- А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания ( дети сгибают цифру). - Алёша, какую цифру ты сделал? - Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный.
- Антон, скажи нам ответ задачи.
- Ребята, постарайтесь составить такую задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи.
- Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи. Кто сможет, поставить вопрос к задаче.
- Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на столе. Будьте внимательны в выборе математического знака. ( дети выкладывают решение задачи в парах). ( инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи). - Прочитайте решение задачи, которое вы выложили . -Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный. - Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки. Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам. (звенит колокольчик) - Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену. А, что ученики делают на перемене? - И мы с вами немного отдохнём. Мы работаем руками, Мы летим под облаками, Руки вниз и руки вверх, Мы летим быстрее всех ( машут руками, как крыльями). Чтобы ноги не болели, 1- присели, 2- присели, 3, 4, 5 и 6 ( приседаем) Вместе дружно мы идём (ходьба на месте) И садимся мы потом (садимся за столы) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. - Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле? - Слушаем загадку: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (достаю книгу) - Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники. Повторите это слово. Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно. У бабушки Маши внучка Даша, Кошка Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки Маши? Как вы думаете?
Кто думает по- другому? Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок? - Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы.
- Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки. Слушаем следующую задачу: Над рекой летели птицы, Голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело. - Скажите, сколько птиц летело? - Как думает Андрей? Вика? - Какие птицы летели? - Сколько птиц всего? - Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ. - Слушаем последнюю задачу На столе лежали 4 яблока, одно яблоко разрезали пополам и оставили на столе. Сколько яблок на столе? - Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому? - Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему? Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец! - Отдохнём? - (Пальчиковая гимнастика «Три Егора» - На горушке (подними, руки вверх, изобрази ими полукруг) -три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - забора, ( руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны) - три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - избушки, (соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх) - три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - Егора (руки опусти вдоль туловища). - Справа- дедушка Егор, ( сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти) - Слева- дядюшка Егор. (Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти) - А у среднего забора ( сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны) - Не Егор, (поворачивай голову в стороны). - А пол- Егора, ( руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз). - Потому что он пока (Походи на месте) - От горшка на два вершка. (Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз) - Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле? (достаю пенал) - Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег?
- Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала?
Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом.
- Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. Откройте тетради, посмотрите задание. Кто затрудняется, поднимите красный сигнал.
( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно»)
- Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится. (дети сравнивают своё изображение с изображением на доске) - У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки. - Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно. - На что похоже?
- Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя. Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет? Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники. Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились? - Из каких частей состоит задача? - Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи. - Что вам особенно понравилось?
( Стук в дверь. Появляется директор школы) - (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель. Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель. - (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! ( изображение на портфеле меняется) - (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.
|