Слушаем сказки вместе с детьми
Воспитываем ребёнка правильно
Путешествие – благо для всей семьи
Функциональные возможности детских машин

На сайте всего: 28
Гостей: 26
Пользователей: 2
ElenaMalygina, musina0810



Главная » Изобразительное искусство » Разное

Методическое сообщение: "Декоративно-прикладное искусство: ДПИ что это такое и история его развития."

03.03.2022, 00:23
Силахина Татьяна Викторовна
преподаватель художественного отделения МБУ ДО "Детская школа искусств г.Зеленодольска РТ" Айшинский филиал
Декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ) – это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, без которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь: посуда, мебель, одежда, занимает определенное место не только в жизни человека, но прежде всего – в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное.

Это уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.

Декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция). На скульптуру мы можем только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство.

Предназначение ДПИ:
• соответствие эстетическим запросам;
• расчет на художественный эффект;
• оформление быта и интерьера.

Воспитание гражданина, патриота невозможно сегодня без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Одной из целей современной системы образования является сближение с культурой, повышение ее значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решении этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно делает из обучающегося человека, увлеченного своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.

Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления посредством декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.

Занятия ДПИ организуются в соответствии со следующими принципами:
1) создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;
2) проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
3) обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи.

В деятельности педагога имеет место проблема, связанная с несовершенством методик обучения декоративно-прикладному творчеству с целью обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса.
Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней:
• 1-ая ступень обучения (элементарное образование) – это занятия искусством как благодатная почва для развития творческого мышления обучающихся и формирования потребности к творческому самовыражению;
• 2-ая ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания обучающихся и добровольности посещения;
• 3-ая ступень обучения – мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных сузах и вузах.

Обучение изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству – это длительный единый и неделимый процесс на всех этапах обучения.

Истоки ДПИ уходят вглубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, их понимание прекрасного.

Декоративное искусство сформировалось еще в первобытном обществе (например, орнаментированная керамика и др.), активно развивалось на Древнем Востоке и в античном мире, на Ближнем и Дальнем Востоке, а самых больших успехов декоративное искусство достигло в Китае. Декоративное искусство занимало основное место в Западной Европе в стиле готики эпохи Возрождения, в стиле барокко в XVIII – начале XIX в.

Памятники декоративного искусства возникают с древнейших времен. Высокое развитие декоративное искусство получило у скифов (ювелирное дело, обработка металла). Из Древней Руси до нас дошли неповторимые декоративные росписи и скульптура, художественные предметы. Изначально это искусство формировалось в народной среде для изготовления необходимых бытовых предметов. Изготавливались тканые покрывала, ковры, керамическая посуда и другая необходимая утварь. Ремесленная работа выполнялась человеком параллельно с его основным занятием (охотой, скотоводством).

Создание централизованной русской державы, развитие торговли создали благоприятные условия для продажи бытовых предметов. На рубеже XVII-XVIII вв. в стране начинают формироваться промыслы по производству товара для продажи. Ремесленное дело стало основным занятием районов и целых деревень. В городах создаются ремесленные цеха, которые являются одной из форм художественных промыслов.

Искусство возникало там, где были подходящие экономические условия (достаточное количество местного сырья, устойчивый спрос и т.п.). Активно развитие промыслов по всей России началось со второй половины XIX в. Артельную форму промыслового хозяйства попробовали еще ремесленники подмосковных и других центров народного промысла. В 1903 г. мастера создали артель, благодаря которой сохранились живописцы и не исчезло искусство.

В 1920-1930-х гг. создание кооперативных артелей продолжалось. Создавались новые производства, но основной акцент был сделан на укрепление традиции в промысле в местах, где в центрах народного искусства были объединены несколько населенных пунктов. В Нижегородской области восстанавливалось производство продукции с хохломской росписью по дереву, изготавливалось ручное кружево в Вологодской области. Формировались и новые разновидности товаров. Таким образом, мастера бывшего иконописного искусства стали работать в сфере лаковой миниатюры. Высоко ценилась живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области.

Многие виды художественных изделий хорошо продавались за границей. Были организованы художественные училища и профессиональные школы для обеспечения художественного промысла кадрами.
В 1941 г. из-за Великой Отечественной войны развитие приостановилось, но в 1943 г. для продолжения творчества с фронта возвращали наиболее умелых мастеров. Процесс послевоенного восстановления был очень длительным. Необходимо было возрождать предприятия художественных промыслов. Мастера старались создать уникальные работы, проводились экспедиции по сбору материала для искусства.

К началу 1960-х годов возобновляются поставки художественных изделий на экспорт.

Начали регулярно проводиться экспедиции, слеты мастеров и именно такой подход активизировал декоративное искусство.

Современное искусство находится в постоянном развитии, но нельзя сказать о каких-либо резких переменах, это, скорее, плавный переход, обновление уже сложившихся традиций. Поэтому предметы мастеров не являются архаичными, а органично вписываются в современную среду. История декоративного искусства продолжается.

 
В работе использованы материалы курсов «Центра Развития Педагогики» Иновационные технологии в образовании.
г. Санкт Петербург


Категория: Разное | Добавил: 89178948161
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:






Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIV Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
II Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
II Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
X Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Времена года"
VIII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
IV Всероссийский творческий конкурс "Волшебный пластилин"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2022
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.05.2022


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.