Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0


Главная » Изобразительное искусство » Разное

Методическое сообщение: "Декоративно-прикладное искусство: ДПИ что это такое и история его развития."

03.03.2022, 00:23
Силахина Татьяна Викторовна
преподаватель художественного отделения МБУ ДО "Детская школа искусств г.Зеленодольска РТ" Айшинский филиал
Декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ) – это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, без которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь: посуда, мебель, одежда, занимает определенное место не только в жизни человека, но прежде всего – в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное.

Это уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.

Декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция). На скульптуру мы можем только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство.

Предназначение ДПИ:
• соответствие эстетическим запросам;
• расчет на художественный эффект;
• оформление быта и интерьера.

Воспитание гражданина, патриота невозможно сегодня без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Одной из целей современной системы образования является сближение с культурой, повышение ее значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решении этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно делает из обучающегося человека, увлеченного своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.

Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления посредством декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.

Занятия ДПИ организуются в соответствии со следующими принципами:
1) создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;
2) проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
3) обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи.

В деятельности педагога имеет место проблема, связанная с несовершенством методик обучения декоративно-прикладному творчеству с целью обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса.
Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней:
• 1-ая ступень обучения (элементарное образование) – это занятия искусством как благодатная почва для развития творческого мышления обучающихся и формирования потребности к творческому самовыражению;
• 2-ая ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания обучающихся и добровольности посещения;
• 3-ая ступень обучения – мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных сузах и вузах.

Обучение изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству – это длительный единый и неделимый процесс на всех этапах обучения.

Истоки ДПИ уходят вглубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, их понимание прекрасного.

Декоративное искусство сформировалось еще в первобытном обществе (например, орнаментированная керамика и др.), активно развивалось на Древнем Востоке и в античном мире, на Ближнем и Дальнем Востоке, а самых больших успехов декоративное искусство достигло в Китае. Декоративное искусство занимало основное место в Западной Европе в стиле готики эпохи Возрождения, в стиле барокко в XVIII – начале XIX в.

Памятники декоративного искусства возникают с древнейших времен. Высокое развитие декоративное искусство получило у скифов (ювелирное дело, обработка металла). Из Древней Руси до нас дошли неповторимые декоративные росписи и скульптура, художественные предметы. Изначально это искусство формировалось в народной среде для изготовления необходимых бытовых предметов. Изготавливались тканые покрывала, ковры, керамическая посуда и другая необходимая утварь. Ремесленная работа выполнялась человеком параллельно с его основным занятием (охотой, скотоводством).

Создание централизованной русской державы, развитие торговли создали благоприятные условия для продажи бытовых предметов. На рубеже XVII-XVIII вв. в стране начинают формироваться промыслы по производству товара для продажи. Ремесленное дело стало основным занятием районов и целых деревень. В городах создаются ремесленные цеха, которые являются одной из форм художественных промыслов.

Искусство возникало там, где были подходящие экономические условия (достаточное количество местного сырья, устойчивый спрос и т.п.). Активно развитие промыслов по всей России началось со второй половины XIX в. Артельную форму промыслового хозяйства попробовали еще ремесленники подмосковных и других центров народного промысла. В 1903 г. мастера создали артель, благодаря которой сохранились живописцы и не исчезло искусство.

В 1920-1930-х гг. создание кооперативных артелей продолжалось. Создавались новые производства, но основной акцент был сделан на укрепление традиции в промысле в местах, где в центрах народного искусства были объединены несколько населенных пунктов. В Нижегородской области восстанавливалось производство продукции с хохломской росписью по дереву, изготавливалось ручное кружево в Вологодской области. Формировались и новые разновидности товаров. Таким образом, мастера бывшего иконописного искусства стали работать в сфере лаковой миниатюры. Высоко ценилась живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области.

Многие виды художественных изделий хорошо продавались за границей. Были организованы художественные училища и профессиональные школы для обеспечения художественного промысла кадрами.
В 1941 г. из-за Великой Отечественной войны развитие приостановилось, но в 1943 г. для продолжения творчества с фронта возвращали наиболее умелых мастеров. Процесс послевоенного восстановления был очень длительным. Необходимо было возрождать предприятия художественных промыслов. Мастера старались создать уникальные работы, проводились экспедиции по сбору материала для искусства.

К началу 1960-х годов возобновляются поставки художественных изделий на экспорт.

Начали регулярно проводиться экспедиции, слеты мастеров и именно такой подход активизировал декоративное искусство.

Современное искусство находится в постоянном развитии, но нельзя сказать о каких-либо резких переменах, это, скорее, плавный переход, обновление уже сложившихся традиций. Поэтому предметы мастеров не являются архаичными, а органично вписываются в современную среду. История декоративного искусства продолжается.

 
В работе использованы материалы курсов «Центра Развития Педагогики» Иновационные технологии в образовании.
г. Санкт Петербург


Категория: Разное | Добавил: 89178948161
Просмотров: 1434 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 26.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.