ЦЕЛЬ: - воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, высокой культуры речи; - развитие «дара слова» - практическое развитие речи- выражения своей мысли и понимание чужой; - изучение образцов всего лучшего, что создано мастерами слова, самим народом ( литература, фольклор); - изучение, исследование , осознание языковой системы в ее функционировании; применение языковой системы для овладения нормами литературной речи и ее выразительностью; - формировать установку на осознание важности владения речью в жизни каждого человека; - формирование и повышение культуры речевого общения младших школьников.
ХОД ЗАНЯТИЯ Эпиграф: (слайд № 1) « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картина и звук небо отчизны , ее воздух… В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования,воззрения…» К.Д.Ушинский
Родной язык - величайший учитель , который учил детей и тогда, когда не было еще не книг, ни школ. Русский язык - явление уникальное: он является средством общения, сосредоточением духовной культуры народа, средством хранения , усвоения и передачи знаний. В христианской культуре, например , есть даже молитвенные обращения « о просвещении разума к учению грамоте» к преподобному Сергию Радонежскому . Первым дошедшим до нас печатным учебником по обучению грамоте была Азбука 1574 г. Ее составитель - ревнитель народного образования и религиозно - нравственного просвещения диакон Иван Федоров .Несмотря на невысокое положение в церковной иерархии, он « является замечательным церковно - историческим деятелем, проповедником высоких христианских начал в деле религиозного просвещения русского народа , строгим ревнителем православия и русской народоносности. Итак, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по тропинкам родного языка. В течение всего путешествия мы выполним с вами много заданий.. ( дети делятся на две команды, выбирают название команде)
Тридцать три чудесных буквы В русском языке у нас. Буквы сложишь в предложенья И получится рассказ. Буквы, звуки, предложенья – Средства нашего общенья, И чем дольше мы живём, Больше жизнь мы узнаём.
1. Работа по словарю.
(Обращение к энциклопедическому словарю) Сравните написание слов . Родина родина - Что заметили ?
2. Работа над чтением предложений. ( слайд № 2)
Россия - ты моя Родина ! Ставропольский край - ты моя родина ! - Как , с каким настроением читали ?
Рассказать, Как пишется стихотворенье? Право, я в затруднении. Мне самой Это кажется необычным, Удивительным, непривычным. Но откуда-то вечерком Стихи приходят тайком И стучатся у моих дверей: « Пусти нас к себе поскорей!»
3. Игра « Рифмы» Каждой команде дается по 1 слову. Задача: подобрать к этому слову как можно больше рифм . 1 команда - день, 2 команда - ночь. ( слайд № 3)
4. « В гостях у скороговорок» (слайд № 4) 1 команда : Вкусная халва- Мастеру хвала . 2 команда : Прохор и Пахом ехали верхом. ( Скороговорку нужно сказать как можно быстрее и правильнее)
Русский язык очень богат и разнообразен. Очень часто можно из одного слова составить несколько других слов. Сейчас вам предлагается следующее задание(5): из одного слова составить как можно больше других слов (каждая команда отвечает по очереди). (слайд № 5) ОБЛАЧНОСТЬ
Литературные произведения: Роман, поэма, стихотворения, Поэтов и писателей творения – Источник жизненного вдохновения. Пушкин, Лермонтов, Есенин Нам понятны и важны. Их герои – наши предки, Актуальны в наши дни.
6. «Проверь себя» Проверь себя, внимательно ли ты читал произведения. Узнай, кому принадлежат эти слова. Напиши имя героя, название и фамилию автора произведения. ( Каждой команде раздаются карточки с заданиями)
1 команда 1. « Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?»
персонаж произведение автор __________________ _______________ __________
2. «И красив я, И умен, А письму и грамоте Не учен…»
персонаж произведение автор __________________ _______________ __________
2 команда
1. « Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней…»
персонаж произведение автор __________________ _______________ __________
2. «Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Персонаж произведение автор __________________ _______________ __________
Нет более богатого и благозвучного языка на всей земле. Сейчас я прочту стихотворение. А вы постарайтесь за этими строками увидеть автора. Объяснить его отношение с своей Родине.
Сторона любимая, приметная У тебя приметы есть предметные . Где-то есть такие ж кедры с соснами Где-то есть такие ж зимы с веснами Горы есть со снеговыми шапками И поселки с трубами и шахтами. Только нет нигде чего-то главного По цене одной лишь жизни равного. Очень близкого чего-то , очень местного Сердцу одному только известного. Стоит лишь откуда – то вернуться Как готово сердце захлебнуться ! Весь мой век такое с ним случается. Пробовал унять , не получается … ( Высказывания детей).
7.Итог урока.
|