Методическая разработка мероприятия
«Математический турнир для девятых классов»
Разработала:
Юдина Ю.А.
учитель математики МБОУ СОШ №25
г. Екатеринбурга
2019 г.
Цель: создание условий для развития творческих способностей и интереса к предмету математика.
Задачи:
-развитие познавательной активности, логического, творческого мышления обучающихся, пробуждение интереса к решению нестандартных задач;
-развитее умений быстро и эффективно мыслить;
-формирование чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.
В турнире участвует 4 команды по 5-7 человек. Команды рассаживаются по местам.
Ход мероприятия
1) Представление команд
2) I Тур-Разминка (вопросник)
Каждой команде выдаются вопросы. За каждый верный ответ присуждается 1 балл. На выполнение задания отводится 3 мин.
Вопросы .
1. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных называется…..? /решето/
2. Самая большая хорда в круге? /диаметр/
3. Что означает в переводе с греческого «геометрия»? /землемерие/
4. Что является графиком функции: у=5-х ? /прямая/
5. Назовите наименьшее двухзначное число. /10/
6. Как называется прибор для измерения отрезков? /линейка/
7. Как называется сотая часть числа? (процент)
8. Первая русская женщина - математик. (Ковалевская)
9. Наименьшее натуральное число (1)
10. Как называется первая координата точки на плоскости? (абсцисса)
11. Предложение, истинность которого надо доказать (теорема)
12. Чему равно произведение чисел от -100 до 100? (0)
13. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (3)
14. Как называется треугольник со сторонами 3,4, и 5? (египетский)
15. Кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)
16. Чему равна длина окружности? (2пr)
17. Имеет ли смысл выражение: корень пятой степени из минус 25?
18. Плата за кредит? (Проценты)
19. Значение суммы ? (1)
20. Чему равна сумма углов параллелограмма? (360)
21. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? ( без дроби)
22. Наименьшее простое число (2)
3) II. Тур-Игровой (геометрия на спичках)
На выполнение задания отводится 7 мин.
У каждой команды на столе карточки с 3 заданиями и спички. На решение даётся 5 минут, за каждый правильный ответ – по 1 баллу
1) Восемнадцать спичек образовывают 6 одинаковых прилегающих друг к другу квадратов. Заберите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата.
Ответ:
2) Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.
Ответ:
85+5=90
3) Переложите только 1 спичку так, чтобы тождество стало верным.
Ответ: 6-5=3-2
4) III Тур-Логический (мозговой штурм)
На выполнение задания отводится 10 мин. За каждую верно решенную задачу присуждается 1 балл
Задачи:
1) У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13 орехов, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?
2) У брата и сестры было вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, у них стало поровну. По сколько конфет у них было сначала?
3) Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1кг, 2кг, 3кг, 4кг, 5кг, 6кг, 7кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделать?
4) Играя, каждая из трех девочек - Катя, Галя и Оля - спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто, какую игрушку спрятал?
5) Три друга - Витя, Сережа, Коля – раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля – не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?
5) IV. Тур Лучший счетовод
За каждый верно выполненный пример присуждается один балл
1) 655*324+324*345
2) 647-349-247
3) 2*324*5*5*2
4) 4*724*25
5) 8*457*125
6) 174*48-48*74
7) 1252-252
8) 362+2*36*64+642
6) V. Тур- «Вычисляй-ка» (задачи вычислительного характера).
За каждый правильный ответ 1 балл.
Расставь знаки действий, чтобы было верно равенство:
1) 8*8*8*8*8*8*8*8=1000
2) 9 9 9 9 9=100
3) 2 2 2 2=21
4) 9 9 9 9 9 9=111
5) 1 1 1 1 1 =20
7) VI Тур «Конкурс капитанов»
Разгадайте ребусы (задание на слайде). За правильный ответ 1 балл.
(переставить буквы и получить новые слова)
РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)
ЬДОРБ (ДРОБЬ)
ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)
МАМРГ (ГРАММ)
МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)
8) VII Тур «Гонка за лидером» (шуточные вопросы)
(Задаются вопросы каждой команде, ответы – сразу. За правильный ответ – 1 балл).
1 команда
1. Какие цифры пишут лётчики в небе? (восьмёрки)
2. В какие цифры люди одеваются? (костюм-двойка, тройка)
3. Назовите “математические” упражнения школы фигурного катания (круг, тройка, скобки, восьмёрка)
4. Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими снарядами? (кольца);
2 команда
1. Что есть у каждого слова, растения, уравнения? (корень)
2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
3. Какая цифра красуется в центре каждой витрины? (три)
4. Какими бывают современные фотоаппараты? (цифровые);
3 команда
1. Какую математическую фигуру носят на голове мужчины? (цилиндр)
2. Какую фигуру имеют бульонные кубики? (прямоугольный параллелепипед)
3. Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)
4. Как называется верхний угол футбольных ворот? (девятка)
4 команда
1. Какие числа употребляются при счёте? (натуральные);
2. Какая геометрическая фигура “подрабатывает” в цирке гимнастическим снарядом? (трапеция).
3. Что иногда производят с персоналом предприятия? сокращение;
4. Что получается при делении чисел? частное;
9) Подведение итогов
|