Кузнецова Марина Геннадьевна, преподаватель музыкальной литературы, Кравец Елена Викторовна, преподаватель фортепиано
Цель: ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие признаки маршевой музыки. Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала. б) развивающая - расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал. в) воспитывающая - привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке. Техническое оснащение урока: фортепиано, компьютер, ИД
Ход урока
I. Оргмомент. Объявление темы урока, целеполагание. Теоретик (Т) - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема: «Маршевая музыка». Урок будет интегрированным, и сегодня два учителя – я как теоретик, и преподаватель фортепиано, Кравец Елена Викторовна, – будем направлять вас в ваших рассуждениях по теме «Марши». Музыкальные примеры будут исполнять ученики класса Елены Викторовны. Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока. Ваша задача состоит в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры, 1.дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение; 2.классифицировать марши в зависимости от характера и области применения; 3.выявить основополагающие признаки жанра марша. Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. Мы попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.
II.Объяснение нового материала
Пианист (П) - ребята, вам, конечно известно имя композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. У него очень много детской музыки, и он также писал книги о музыке для детей. Хочу задать вам несколько неожиданный вопрос: знаете ли вы, как представляли себе землю люди в древности? Какую она имела форму? На чем держалась? Дети(Д) - она была плоской и стояла на трех слонах (варианты - черепахах, китах и т.д.). П - Не только земля, но и музыка, как считал композитор, имеет три важнейшие опоры - а как они называются, вы скажете мне, когда прослушаете музыкальные примеры (звучат фрагменты из "Польки" Глинки, песни Красёва "Маленькой елочке" и марша из оперы Верди «Аида»"). Как называются эти три важнейших жанра? Д - танец, песня и марш П – Правильно, именно так Кабалевский называет этих" трех китов" музыки. А мы с вами сегодня подробно поговорим об одном из них, имя которому - марш. Т - когда любой из нас сталкивается с чем-то новым, неизвестным, то естественным образом рождается вопрос-"Что такое марш?" И мы тоже начнем с определения. Давайте выработаем его вместе, но сначала заглянем в русско-французский словарь, чтобы узнать его перевод. Читаем: - "марш" в переводе с французского – «ходьба». А "музыкальный марш" - это то, что мы видим, читаем или слышим? Д - Мы слышим звуки, это музыка. Т - Для чего она предназначена, что нужно под нее делать? Д - Чётко, организованно шагать. Без нее можно сбиться с ритма. Т- Вот вы и вышли на определение понятия «марш»: это что? Д - (хором) - музыка, которая сопровождает шествие людей. Т - Какими бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте в аудиозаписи музыкальные примеры и сделайте нужные выводы. (Пример №1). В Аудиозаписи звучит марш "Прощание славянки" Д -учащиеся определяют его как военный, походный марш, анализируют характер музыки. В подтверждение сказанного просматривают видеофрагмент этого произведения. (Пример №2) Прослушивают "Марш Черномора» из оперы Глинки " Руслан и Людмила" – Д - находят его сказочным, фантастическим. Просматривают видео, комментируя ссылками на поэму А.С.Пушкина. (Пример №3) - ученица класса пед. Кравец Е.В. играет "Спортивный марш» И.Дунаевского Д - сразу узнают эту музыку и дают верное определение типу маршу-спортивный. (Пример №4) П - исполняет фрагмент из "Похоронного марша" Шопена Д - дают определение-«похоронный», объясняя это траурным характером музыки, по ходу анализируя средства музыкальной выразительности. (Пример №5) П - исполняет фрагмент "Свадебного марша" Мендельсона Д - ученики безошибочно узнают его. Характеризуют музыку и комплекс выразительных средств (смотрят видео). (Пример №6) Т - исполняет "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" Чайковского. Как вы думаете, эта музыка звучит так же весомо, значительно , как и предыдущий фрагмент? Д - Нет, она какая-то игрушечная. Т - А кто развлекается игрушками? Д - Маленькие дети. Т - Как вы считаете, о ком и о чем рассказывает музыка из сборника "Детский альбом", который написал великий русский композитор П.И.Чайковский? Д - О детях и об их играх. Т - В самом деле, это так. Пьеса, которую я вам сыграла, называется "Марш деревянных солдатиков". Как можно назвать такой марш? Д - Детским (характеризуют музыку). Смотрят видеофрагмент (Пример №7) Т – Как может исполняться марш? Его исполняют на инструментах или поют? (звучит песня Л.Тухманова «День Победы») Имеет ли эта музыка отношение к нашей сегодняшней теме? Д - Это песня, но она имеет маршевый характер и во всем остальном совпадает с прослушанными инструментальными маршами. Т - Давайте определим ее как песню-марш. И теперь мы делаем вывод: в зависимости от способа исполнения марши бывают …? Д- есть 2 вида -инструментальный и песня-марш П – А теперь будьте особенно внимательны. Сейчас с известной вам музыкой начнут происходить удивительные вещи. Какие - вы скажете сами (играет "Свадебный марш" Мендельсона не в 4-дольном, а в 3-дольном размере) Д - музыка просто перестала быть маршевой! Она похожа на вальс (определяют ее трёхдольность). Т - А какой размер дает возможность маршу не терять своё «лицо»? Д – 2/4 или 4/4 П - исполняет марш "Прощание славянки" без пунктирного ритма). Чем отличается этот вариант от ранее прослушанного? Д - Музыка стало вялой, неактивной. П - А почему? Д – изменились длительности, теперь они звучат «ровно». Т - Ребята, сейчас вы убедились в том, что отдельные выразительные средства, которые характерны для марша, действительно, играют для него очень важную роль. Какой ритм «жизненно необходим» для марша? Д – Пунктирный – ( записывают пунктирный ритм длительностями). Т - Ребята, скажите, какие инструменты чаще всего используют композиторы, когда сочиняют марши? Д – Без ударных и медных духовых инструментов не обходится ни один марш. Т – а почему именно эти инструменты мы чаще всего слышим в маршах? Д – их можно взять с собой на улицу, к тому же они громко звучат. Т - Скажите, в какой форме пишется марш? Для этого еще раз прослушайте "Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского . Д - (слушают в аудиозаписи) – ответ – в 3-частной.
III. Закрепление нового материала, подведение итогов урока
Т – По ходу урока вы дали определение понятию «марш», далее вы прослушали разные марши, выяснили, что их характер зависит от ситуации, в которой они звучат. Ещё раз перечислите их. Д – перечисляют названные ранее типы маршей Т - Но есть в них и такие черты, которые дают возможность не спутать их с другими жанрами, например, с танцами. Вы сейчас самостоятельно определили главные отличительные признаки марша как жанра Д - перечисляют основные признаки марша ( метр, ритм и т.д.) Т - Можно подвести итоги нашего урока. Тема, которая сегодня была освещена, не является для вас чем-то совершенно новым, неизвестным. Вы достаточно часто сталкивались с ней с раннего возраста, когда, будучи в детском саду, дружно маршировали на музыкальных занятиях. Просто пришло время систематизировать эти знания. Хотя бы потому, что маршевая музыка еще не раз встретится вам на уроках музыкальной литературы. П - и, конечно же, в классе специальности. Будут случаи, когда произведение будет называться не маршем, а иначе, и, тем не менее, будет иметь черты марша. И я думаю, что после такого подробного разговора о маршах вы будете исполнять их по-взрослому - более осмысленно и зрело.
IV. Оценка деятельности детей
Т - А для того, чтобы проверить, как вы запомнили музыку, предлагаю всем учащимся поучаствовать в музыкальной викторине (звучат фрагменты прослушанных на уроке произведений). Проводится коллективная перекрёстная самопроверка письменных ответов учащихся. Т- оценивает степень участия и уровень ответов детей.
V. Домашнее задание
Т- Домашнее задание: используя Интернет-ресурсы, создать презентацию из 7-10 слайдов на тему «Такие разные марши».
VI. Окончание урока
Благодарим за активное участие педагога фортепианного отделения Кравец Е.В. и учащихся её класса. Всем спасибо за участие. Урок окончен.
|