Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0


Главная » Начальные классы » Здоровье

Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе

Скачать (65.0 Kb) 16.12.2011, 22:19
Веселова Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов город Вышний Волочёк Тверской области, Лицей № 15
Веселова Людмила Дмитриевна
Лицей № 15 города Вышний Волочек, Тверская область

Здоровьесберегающий подход к построению урока в начальной школе.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надёжный индикатор качества здоровья нации в целом.
Имея опыт работы в образовательных учреждениях разных городов РФ, я неоднократно сталкивалась с одной и той же проблемой – это ослабленное здоровье учащихся. Ослабленные дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Изучая основные направления Национальной стратегической политики «Наша Новая Школа», знакомясь с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, хорошо зная программные требования и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, я пришла к выводу, что для решения задач поставленных Государством перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.
Таким образом, основными целями начальной школы можно считать сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Этого можно достичь только через правильную организацию образовательного процесса с учётом всех норм и правил, включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
В своём уставе Всемирная организация здравоохранения рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию. «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие» [11].
Я изучила группы факторов, влияющих на здоровье и успешность обучения школьников. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1.Некоторые группы факторов, влияющих на здоровье школьников.



Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Свою работу по сохранению здоровья учащихся я начала с изучения индивидуальных медицинских карт. Проанализировав особенности развития и здоровья детей, я сделала следующий вывод: дети, придя в первый класс, имели некоторые отклонения в физическом здоровье. Данные представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Отклонения в физическом здоровье детей, поступивших в 1 класс Лицея №15 г. Вышнего Волочка



Эти данные привели меня к решению так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы ориентируясь на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы, в максимальной степени учесть способности, возможности и темпы развития ученика, а также влияние на него окружающей среды. Это позволило бы сохранить и, по возможности, укрепить физическое здоровье детей, целенаправленно работая над коррекцией осанки, над улучшением зрения и минимизацией школьных стрессов, негативно влияющих на психологическое здоровье школьников, и как следствие, на успешность детей. Все эти принципы решает Образовательная система «Школа 2100», которая даёт возможность разноуровнего обучения (принцип минимакса), создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В основу отношений «учитель - ученик» была положена педагогика сотрудничества: уважение к личности учащихся, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, на всё, что оказывает благоприятное воздействие на учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.
Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то именно от урока, в большей степени зависит, будет ли обучение направлено на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости. Поэтому при построении уроков я, прежде всего, учитываю требования СанПиН к расписанию уроков, а так же гигиенические критерии рациональной организации урока, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Гигиенические критерии урока



Для обеспечения положительного эмоционального настроя в начале и в конце урока я использую установки детей на успех: «Я справлюсь», «У меня всё получится», тем самым помогаю освоить им способы самооздоровления. Педагог может поставить ученика в ситуацию успеха, но ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. [10] Для создания мотивации успешности на каждом этапе урока помогают такие приёмы как: «Похвала», «Авансирование», «Эврика», «Без тебя бы мы пропали» [1]
Технология оценивания учебной деятельности помогает мне определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, развивает учеников умение самостоятельно оценивать результат своего труда, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Применяя эту технологию на уроках, я мотивирую учеников на успех, минимизирую страх перед школьным контролем, оцениванием – таким образом, сберегая психологическое здоровье детей.
Психологом нашей школы было проведено диагностическое исследование уровня тревожности учащихся, данные представлены в сравнительной диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сравнительная таблица уровня тревожности учащихся Лицея 15 г. Вышнего Волочка за 1 класс и первое полугодие 2 класса.



Исходя из этих данных, можно увидеть, что такие приёмы в совокупности с правильной организацией учебного процесса благотворно влияют на учащихся, так как высокий уровень тревожности снизился на 5%, а повышенный уровень стал меньше на 18%. Дети обрели уверенность в себе, они испытывают внутреннее удовлетворение, что в свою очередь приводит и к повышению успешности детей в учебной деятельности. В классе 100% успеваемость. Сравнительные данные приведены в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Качество обученности учащихся 2 класса Лицея № 15 г. Вышнего Волочка за 1 и 2 четверть 2010-2011 учебного года.



Уровень качества обученности увеличился по математике на 15%, по русскому языку - на 11% и чтению – на 7 %. У детей повысился уровень работоспособности и познавательной активности.
Отрицательное влияние на здоровье учащихся оказывает преподавание и обучение в режиме «готового знания», когда учитель предлагает детям информацию для усвоения, запоминания и дальнейшего воспроизведения на уроке. При таком обучении для успешных результатов ученику требуется только умение работать по образцу, а учителю - развивать память учащихся, постепенно у них снижаются интерес к учебному труду и уровень самостоятельной активности и провоцируется «уход в болезнь».
Так как я работаю по образовательной системе «Школа 2100», то реализую и решаю задачи, направленные на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через универсальную технологию проблемного обучения.
Используя на уроке технологию проблемного обучения, я мотивирую учащихся на совместное «открытие» новых знаний, приучаю школьников к мыслительной деятельности, рассуждению, поиску новых способов решения поставленной проблемы, обеспечивая условия для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное обучение влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.
Приложение 1. Фрагмент урока русского языка.
Учитывая, то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то я использую разные формы организации детей на уроке: работа в группах, парах, в парах сменного состава, фронтальный опрос с использованием предметов (мяча, светофора), хлопанье в ладоши, индивидуальный опрос, деятельность с элементами соревнования [3]. Большое значение на уроке имеют физминутки общего воздействия или для снятия локального утомления.
Приложение 2. Комплекс упражнений для физминуток.
Что же касается заданий на дом, то их объём должен соответствовать нормативам, а максимальная отработка тренировочных заданий проводится на уроке. Уроки задаются на дом только для одной из трёх целей: выравнивание, если учащийся отстал от класса, дифференциация - задания особой сложности для учеников с ярко выраженными предметными способностями, самостоятельная организация деятельности. Фактически постепенно должна стираться граница между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной деятельности учащихся по освоению учебного материала [2].
Огромное значение в ходе образовательного процесса я придаю валеологической работе, организуемой на уроке. Успех валеологического образования достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы. На уроках я знакомлю детей с правилами культуры чтения и письма, формирую и закрепляю гигиенические умения и навыки: правильная осанка, положение книги, тетради. В ходе уроков часто использую пословицы, поговорки валеологической направленности. Например:
• Голову держи в холоде, а ноги – в тепле.
• В здоровом теле – здоровый дух.
На уроках математики предлагаю детям задачи примерно такого содержания:
• В сутки через лёгкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год?
Таким образом, ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет сознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты его.
Ребенок - это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы и моя задача помочь ему на этом пути.

Приложение 1.
Фрагмент урока русского языка . 2 класс
Тема. Разграничение приставок и предлогов.
Цели:
1. Учить писать слова с приставками и предлогами.
2.Развивать умения различать приставку и предлог, развитие речи, внимания и мышления учащихся.
3.Содействовать воспитанию культуры работы на уроке, толерантности, бережного отношения к родному языку.



Приложение 2
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Вращение глазными яблоками. Плавными движениями вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторять по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течении 30-40 секунд.

Комплекс упражнений гимнастики для развития слуха
1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко.
2. Нажать на мочку уха, помассировать, отпустить.
3. Массировать круговыми движениям всё ухо в одну и в другую сторону. Массируются оба уха одновременно.


Категория: Здоровье | Добавил: veselova45
Просмотров: 5951 | Загрузок: 799 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 24.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.