История бизнес-плана началась в США. Это были 70-е годы прошлого века, когда начали массово появляться на рынке молодежи высокотехнологичные компании, которые нуждались крупного капитала, а банковская гарантия банки не могли инвестировать в них.
Появление бизнес-ангелов
Для того, чтобы получать деньги, компании начали обращаться в инвестиционные фонды (а таких в Америке всегда было много) или брали кредит на развитие бизнеса. Таким инвесторам придумали особое название - "бизнес-ангелы". Эти люди не только вкладывали деньги, они участвовать в процессе производства и даже пытались положительно повлиять на его развитие. Получить такого бизнес-ангела с большим капиталом - была мечта каждого.
Именно таким методом появилась Apple, Microsoft, Fedex, Xerox, Intel. Большинство технологических компаний начинались именно с бизнес-плана, который подавался инвесторам на рассмотрение.
Конечно, когда количество вложений, которые не принесли доходы, достигла своего критического размера, инвесторы начали более взвешенно относиться к своим деньгам, а потому начинали задавать вопросы. Сформировались критерии оценки бизнеса, которые позволяли понять, имеет ли он шанс на выживание, развитие и процветание или нет.
Количество вопросов увеличивалось ежегодно, они стали однотипными, появились определенные стандарты. Это и стало основой формирования стандартного бизнес-плана, который активно вошел в практику инвестиционного бизнеса.
Впоследствии бизнес-планирования распространилось в Европу, Азию, других стран. Они стали использоваться не только при создании высокотехнологичных предприятий, но и любых других, которые нуждались финансирования.
С переходом к рыночной экономике бизнес-планирования начало приживаться и в странах постсоветского пространства. К таким относится и Россия. Однако поскольку практики инвестирования венчурными или инвестиционными фондами не было, поле использования бизнес-планирования было другим, в частности, оно использовалось для управленческих целей.
Понятие "бизнес-плана" стало использоваться в разных значениях
- Результат свободной планировки, добровольно проводится на предприятиях. Это были компании, которые начинали свой бизнес на стандарт американского. Они пытались вводить корпоративные правила управления, строить четкие стратегии и платы оперативного реагирования. Для этого нужны были бизнес-планы - письменные документы, в которых указывалось, в какую сторону будет двигаться компания в течение 5-ти лет.
- Результат однократного планирования для выяснения стратегических целей. В данном документе бизнес-планом был инвестиционный проект, который показывал, чего ожидать от нововведений, внедрялись на предприятии.
Главным отличием бизнес-плана отечественного образца от американского - была цель использования. Если отечественными предприятиями он использовался, в основном, для внутренних нужд организации либо для отчетности перед управленцами, то американский стандарт бизнес-планирования нацелен на получение дополнительных средств от инвестора. |