Удивительно, но если в два года ребёнок активно интересуется миром, то годам к восьми-девяти он постепенно теряет интерес к происходящему и предпочитает больше времени проводить за компьютерными играми или чем-нибудь похожим. Разумеется, что и в школе постепенно нарастают проблемы, ведь ребёнок начинает чаще отвлекаться, хуже выполняет задания, реже поднимает руку и частенько прячет под партой мобильный телефон, переписываясь со своей скучающей соседкой по парте. Родители начинают бить тревогу, но мы имеем дело с реальным и вполне естественным ходом вещей: ребёнок в средней школе больше интересуется общением, нежели учёбой. Это он в начальной школе впитывал в себя новые знания, как губка, а теперь ему хочется расслабиться и ничего не делать. Не делать ничего из того, что ему так настойчиво и порой грубо навязывают. Как же быть?
Надо сразу настроить себя должным образом: криками и наставлениями с ограничениями вы мало чего добьётесь. Действовать нужно мудро и тактично. И побольше доверять интуиции. И для начала нужно, чтобы ребёнка в школу потянуло. А для этого бывает достаточно купить школьный ранец, который выделит ваше чадо из толпы и даст мощный стимул пойти и показать себя во всей красе. Идёт в школу, испытывая азарт? Уже хорошо. Могло быть гораздо хуже. Иногда детишек и с постели поднять трудно, а потом приходится выслушивать тираду обиженных и оскорблённых. Особенно это касается подростков. Но идём дальше.
Мотивация. Волшебное слово, которое подразумевает мотивацию внешнюю и внутреннюю. Покупка велосипеда, карманные деньги и вожделенный пароль от компьютера — это всё внешнее и малоэффективное. Придётся каждую четверть (если не каждую неделю) придумывать всё новые и новые блага, которыми вы готовы одарить сына или дочку, чтобы только те учились на должном уровне. Лучше сразу отказаться от этого ложного пути, чтобы потом не сходить с ума и не кричать, до чего мы докатились...
Внутренняя мотивация способна даже из двоечника сделать отличника. Вот только он этого очень захотеть должен. Сам. Без принуждения, сладких обещаний, шантажа и прочих фокусов. Бывает так, что ребёнка самого что-то так цепляет, что он тут же начинает учиться. Но чаще всего родителям придётся постараться. Можно, конечно, рассказывать о перспективах карьерного роста, но это скучно. Особенно в том возрасте, когда думаешь, что булочки с изюмом растут прямо на деревьях. Значит, надо как-то увлечь. Попробуйте выяснить, что ребёнку нравится. Заинтересованность даже в одном школьном предмете — это благо. А потом постарайтесь этот интерес углубить и расширить. Сейчас есть отличные энциклопедии, в которых знания преподносятся в увлекательной форме с массой невероятных фактов. А иллюстрации такие, что даже взрослый начнёт изучать новые для себя сферы жизни. Кстати, ваша увлечённость тоже может увлечь чадо. Всегда интересно, чего это там родитель изучает и чего это он так восторженно ахает и охает над какими-то странными цифрами... Если это не сработало, то можно купить настольные игры в виде карточек с вопросами и выбором ответом. Есть наборы общего плана, а есть прямо-таки школьные. Можно в такой форме выучить все термины биологии, химии, физики и многого другого. Книги опытов тоже подойдут, ведь всегда интересно работать не с чем-то абстрактным, а вполне конкретным. А современные издания предлагают и живой песок соорудить, и мыльные пузыри, которые не лопаются, сделать. А ещё так ненавязчиво в конце каждого опыта пишут, что такое мы сделали и почему получили то, а не другое. Одним словом, уж если вкладывать деньги, то в реально полезные и интересные вещи, нежели в руки, которые не хотят ничего делать. Инвестиции должны быть разумными!
Если ваш ребёнок до сих пор брыкается и отказывается учиться, нужно набраться терпения и пытаться до него достучаться. Не реальностью, а сказкой. Не напором, а хитростью. Вспомните себя в его годы и подумайте, какого доброго волшебника-учителя вы ждали, чтобы постичь азы нашего огромного мира. Вспомнили? А теперь, учитывая свои прошлые желания, попробуйте найти дорожку к уму-разуму (а также к душе и сердцу) своего ребёнка. Ведь он ещё ребёнок. Не так ли? |