«Под защитой закона» общее родительское собрание. Цель: 1. Знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей. 2. Повышать уровень правовой культуры родителей. 3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребёнка в семье. 4. Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий. Предварительная работа: - запись высказывания детей на магнитофон («Моё имя», «Как я отдыхаю дома»); - видеозапись фрагментов игр и свободной деятельности детей в детском саду; - разучивание с детьми стихов о правах детей; - изготовление памяток по теме родительского собрания.
Ход родительского собрания:
Под музыку входят дети. Песня «Улыбка» 1 ребёнок: Пусть дети живут, смеются громко, Подрастают с каждым днём. Пусть у каждого ребёнка Будет светлый, тёплый дом! 2 ребёнок: Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!
3 ребёнок: Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Никто вовеки не нарушит! 4 ребёнок: И пусть не катиться слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет! 5 ребёнок: Чуткому детскому сердцу Сердце своё открой, И ощущение чуда Будет всегда с тобой. 6 ребёнок: Спокойно матери уйдут В день, полный дел, хлопот, забот, С надеждою в глаза взглянут, С тобой прощаясь у ворот. 7 ребёнок: Надежду ту не обмани, С малышками не будьте строги, И сердца нежные ростки Рукой, пожалуйста, не трогай! Дети исполняют песню «Солнечный круг». (уходят)
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Ответьте громко и хором, друзья: Деток своих все вы любите? (Да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет) Я Вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да) Дайте мне тогда ответ: «Помочь откажетесь нам?» (Нет) Последнее спрошу Вас я: «Активными все будем?» (Да) Замечательно! Молодцы! Сегодня, на нашем собрании мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у наших детей? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться. Опрос показал, что мы, взрослые, недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребёнка. Что же такое право? Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе Задание 1. Выбираем права. - Представьте себе, что вы живете в обществе, где нет никаких законов. Определите 5 главных прав, которые необходимы вам для нормальной жизни и назовите их. Вы выбрали некоторые из прав, которыми пользуется человек в своей жизни. Все эти права собраны в нормативные документы. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году. - Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. – Конвенция ООН о правах ребенка , принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребёнка. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: - Конституция Российской Федерации; - Семейный кодекс Российской Федерации - Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; - Федеральный закон об образовании; - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения. - Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Но не может же, ребёнок в свои 4-7 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Прежде чем знакомить ребенка с его правами, мы сами должны освоить права детей. Родители в первую очередь сами должны знать права и обязанности, ведь первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, дома. Затем к правовому воспитанию подключается государство, социальные объединения. Нам, взрослым, педагогам и родителям, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ, большое место занимает воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям, к своим сверстникам и их правам. Мы учим детей быть внимательными друг к другу, выслушивать друг друга, уважать друг друга. Мы развиваем в них понимание того, что все мы разные, но все мы равны. Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка". Вот некоторые права ребенка, с которыми мы, педагоги детского сада знакомим наших воспитанников: 1. Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1). 2. Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1) 3. Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1) 4. Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1) 5. Право ребёнка на личную жизнь (ст.16. п.1) 6. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст.16, п.1) 7. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст.23. п.2) 8. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми. (ст.18, п. 3) 9. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1) 10. Прав ребёнка на образование (ст.28, п.29) 11. Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2) А сейчас, хочу предложить вам поиграть в игру: «Знаете ли вы сказки?», так как знают их ваши дети.
Задание 2. Подумайте и ответьте: 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.) 2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.) 3. В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев») 4. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка») 5. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь) 6. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение) 7. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию) 8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование) 9. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность) На примере этой игры мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в воспитательном процессе. Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права. Произошедшие в последние десятилетия глубокие изменения социально-экономических условий жизни общества снова сделали актуальной проблему исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей. Перед юридической наукой и практикой встали вопросы регулирования родительских обязанностей в новых условиях, когда половина семей распадается, родители, занятые зарабатыванием денег, не имеют возможности уделять своим детям достаточно времени, начинают появляться нетрадиционные формы семьи. В этой связи представляется важным четко закрепить в правовых нормах обязанности родителей и гарантии их реализации. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, дети имеют право на особую защиту и помощь. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, является необходимым фактором воспитания ребенка. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%. Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Ну а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности. Каждый человек в своей жизни должен родить ребенка, построить дом, посадить дерево, плодами которого будут пользоваться ваши дети. Сегодня мы построили дом, фундаментом которого являются правовые знания, а теперь посадим дерево, а плоды которыми будут пользоваться ваши дети – это их права. Я предлагаю вам выбрать наиболее важное на ваш взгляд право и написать его на яблоке и прикрепить на наше правовое дерево. (на плакат с изображением дерева прикрепляют плоды с надписью прав ребёнка). По извилистой дорожке Шли по миру чьи – то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые и дети, О правах, что защищают их на свете.
Подводя итог выше сказанному, предлагаю принять решение по этому вопросу: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. 4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым. 6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. (Выслушав родителей, решение принимается.)
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.