Автор: Сон Максим, Шведов Константин МБОУ ДО ДЮЦ п. Белоярский
Сон Виктория Олеговна
педагог ДО МБОУ ДО ДЮЦ
Научно-исследовательский проект
«Секреты воды»
Введение
«Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь»
(Японский исследователь - МасаруЭмото)
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь!
Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей . Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Цель: узнать свойства воды.
Задачи:
-обогатить знание о значении воды в жизни человека;
- узнать какими свойствами обладает вода;
- подтвердить опытным путем значения воды;
- развивать способность анализировать, формировать выводы;
- рассказать детям другой подготовительной группы о свойствах воды;
- аккуратно работать в мини-лаборатории.
Актуальность выбранной темы: с водой мы сталкиваемся ежедневно, пользуемся ей, не догадываясь о ее загадочных свойствах. Проведя опыты с водой можно узнать ее уникальные свойства.
Гипотеза: Вода обладает уникальными свойствами.
Постановка проблемы:
1. собрать литературу по данному направлению в библиотеке и дома,
2. опросить родителей, что они знают о воде;
3. поискать информацию в интернете (картинки, видео);
4. организовать работу по найденному материалу,
5. выбрать опыты, по которым можно узнать свойства воды
6. зафиксировать на фото проведение опытов
7. сделать выводы по проведенным опытам
8. сделать презентацию по полученным результатам
9. рассказать о свойствах воды и показать презентацию детям другой подготовительной группы.
Объект исследования: вода; Предмет исследования: Свойства воды.
«Значение воды в жизни человека»
Просмотрев энциклопедии, детские журналы, опросив родителей о том, что такое вода мы узнали много интересного о воде.
Узнали, что голубым светом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и океанам.
Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, они видоизменялись, совершенствовались. Сперва они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.
Вода - одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.
Вода - в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.
Мы узнали, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней. В воде растворяются важные для организма органические и неорганические вещества.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 - 6 литров в сутки.
Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения - все живое погибает в такой воде. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
«Изучение свойств воды»
Проанализировав всю полученную информацию, мы узнали, какое большое значение имеет вода на нашей планете. И решили подробно узнать ее свойства: цвет, вкус, запах, форму, может ли она смешиваться с другими веществами, как вода образуется в природе, в каких состояниях бывает вода. Для этого мы разработали план своей работы.
План реализации проекта:
Задачи: Сроки:
Детям поделиться друг с другом своими знаниями о воде. Привлечь родителей в поиске информации о том, что такое вода (литература, картинки, беседы с детьми).
Обогатить экспериментальную лабораторию в соответствии с темой. 2 неделя января
Проведение опытов для изучения свойств воды. Просмотр видео мультфильмов о воде. 3 - 4 неделя января
Анализ проведенных опытов и написание выводов. Разработка презентации о проекте, совместно с педагогом. 1- 2 неделя февраля
Выступление с презентацией о свойствах воды для воспитанников подготовительной группы. 3 – 4 неделя февраля
Для того, чтобы узнать свойства воды было решено провести опыты с водой. Пользуясь литературными источниками «Эксперименты с водой» было решено провести следующие опыты: цвет, вкус, запах, форму, растворимость, плотность воды, поверхностное натяжение, круговорот воды в природе. [Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.]
1. Мы взяли водопроводную воду, сравнили ее с палитрой цветов и пришли к выводу, что вода бесцветна. Но добавив в нее краску увидели, что ее цвет изменился. Таким образом, можно сказать, что вода окрашивается в цвет красителя.
2. Каждый из нас понюхал воду и не ощутил никакого запаха. Добавив в воду корку апельсина и подержав ее некоторое время, мы вытащили корку из воды и понюхали воду. Вода пахла апельсином. Вода приобрела запах того ароматизатора, который в нее добавили.
3. Отпив глоток воды, мы заметили, что она не кислая, не горькая и не сладкая, значит у нее нет вкуса, но добавив в нее сахар, вода стала сладкой. Значит она получает вкус того вещества, которое в нее добавили.
4. Когда мы переливали воду из банки в стакан, то увидели, что вода принимает форму того сосуда, в который ее перелили. А если воду налить на ровную поверхность, то увидели, что вода растеклась. Значит у воды нет своей формы.
5. Для того, чтобы узнать растворяет вода вещества или нет, мы размешали в ней соль и соль в ней растворилась, но когда мы добавили песок, то после тщательного перемешивания песок остался на дне, он не растворился. Поэтому можно сделать вывод, что вода некоторые вещества хорошо растворяет, а некоторые нет.
6. Для того, чтобы увидеть, как вода перемещается в природе мы просмотрели детскую передачу о круговороте воды в природе. Посовещавшись решили повторить круговорот воды в условиях группы. Для этого несколько детей принесли лед, электрическую плиту и кастрюлю принес «старший лаборант» (педагог ДО). Сначала в кастрюлю опустили лед и включили плиту. Лед начал таять. Когда температура воды стала высокой, то заметили, что она начала кипеть и на поверхность выделятся пар. Затем крышкой накрыли кастрюлю и пар начал оседать на крышке. Когда кастрюлю сняли с плиты, то увидели, что когда крышка охладилась, то пар начал скапливаться в капли, а потом капать на дно кастрюли. Таким образом мы увидели круговорот воды в природе.
7. Следующим этапом стало изучение способности воды и материала или живого существа впитывать составляющие другого вещества. Чтобы провести эксперимент, нам понадобилось несколько листьев пекинской капусты и подкрашенная вода разных цветов. Воду наливаем в стакан и отпускаем туда листья салата. Конечно, для данного опыта понадобилось время. Через несколько дней листья начали впитывать воду и сами стали приобретать цвет подкрашенной воды. Таким образом, довольно сложное понятие движение воды по капиллярам становится простым и наглядным благодаря увлекательному опыты.
8. При проведении опыта с монеткой и водой мы узнали о таком свойстве воды, как поверхностное натяжение, т. е. способность воды образовывать на поверхности очень тонкую пленку. На монетку с помощью пипетки капали воду в центр считая количество капель. Стало видно, что поверхность воды растягивалась и становится более выпуклой с каждой каплей до тех пор, пока тонкая пелёночка, которую образует поверхность воды, не порвется. И тогда почти вся вода с монетки вытечет в блюдце. Самое большое количество капель, которое смогло удержаться на монетке, равно 24 каплями.
9. В один прозрачный стакан нальём воду, другой оставим пустым. Поставим игрушечную фигурку сначала за пустой, затем за наполненный водой. В результате за пустым стаканом размеры фигурки не изменились, а за стаканом с водой значительно увеличились. Таким образом, можно сказать, что вода зрительно увеличивает предметы.
10. Проводя опыт водой мы заметили, что вода при замерзании расширяется. Налили воду до половину бутылки и изолентой отметили границу. Бутылку с водой отнесли на улицу и через сутки бутылку занесли обратно. Замершая вода была выше границы изоленты. Из этого опыта можно сделать вывод, что вода при низких температурах превращается в лед. Это значит, что вода при замерзании расширяется.
11. Для того, чтобы доказать, что вода содержится в живых существах, в том числе и растениях мы взяли апельсин и томат. Начали выжимать их над блюдечками. Из апельсина и томата вытекать сок. Таким образом можно сказать, что в овощах и фруктах есть жидкость, в состав которой входит вода.
12. Проверяя свойства воды как растворителя мы заметили, что если в соленную воду положить яйцо, то оно всплывает на поверхность, а если опустить его в чистую воду, то яйцо находиться на дне. Это происходит из-за того, что при добавлении соли у воды меняется плотность.Чем большее количество вещества растворено в воде, тем она плотнее, то есть тяжелее.
Объект нашего исследования уникален по сравнению с другими веществами на Земле. Не одно вещество не может «похвастаться» таким количеством свойств, которые делают его незаменимым в нашей жизни. Вода – удивительное вещество. У неё необычно высокая температура кипения и парообразования, высокая теплоемкость и необычно высокое поверхностное натяжение.[Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников.]
«Анализ опытов»
Проведя наблюдения и опыты с водой, мы доказали, что вода – это вещество, которое:
• не имеет запаха, вкуса и формы;
• вода приобретает запах ароматизатора, который в нее добавляют;
• получает вкус того вещества, которое в нее добавляют;
• текучее;
• прозрачное и бесцветное;
• вода окрашивается в цвет красителя;
• растворяет другие вещества;
• единственное вещество на планете, которое может находится в 3-х состояниях:жидком- вода;твердом- лед; газообразном- пар;
• вода зрительно увеличивает предметы;
• в состав всего живого входит вода.
• вода при замерзании расширяется;
• на поверхности воды есть пленка - поверхностное натяжение;
• соленая вода поднимает предметы на поверхность;
• круговорот воды в природе – это непрерывное передвижение жидкости на поверхности Земли (под воздействием солнечных лучей вода, которая находится на поверхности земли преобразуется в пар и пар поднимается наверх, образуя облака, там пар остывает, преобразуется в капли воды и падает на землю в виде осадков).[Опыты с водой для детей. Мамина школа.]
• Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества. В этой работе были рассмотрены такие уникальные свойства воды, как поведение воды при разных температурах, поведение воды при растворении в ней веществ, а также её поверхностное натяжение.[Поверхностное натяжение воды - YouTube]
Все эти свойства воды обязательно встречаются в природе, но они совсем не так очевидно представляются глазам наблюдателя, как в наших опытах.
«Выступление перед другой группой»
После того как мы провели опыты, проанализировали их и сделали выводы о свойствах воды было решено рассказать обо всем проделанном нами детям другой подготовительной группы. Три мальчика изъявили желание поработать над составлением проекта. Для этого они с помощью педагога описали о проделанных экспериментах и о сделанных выводах. Итогом проекта стало проведение занятия для детей старшей группы.
Для выступления перед детьми старшей группы мы разделили обязанности:
Сон Максим отвечал за составление текста выступления и выбирал опыты для демонстрации свойств воды, с помощью педагога;
Шведов Костя с помощью родителей создали презентацию о проведенных нами опытах, которую также показали во время своего выступления.
Все тесно взаимодействовали друг с другом. Поэтому текст выступления соответствовал выбранным опытам и презентации.
Во время проведения открытого занятия было рассказано о том для чего используется вода, продемонстрированы такие свойства воды как: ее цвет, запах, вкус, текучесть, свойство воды зрительно увеличивать предметы, поверхностное натяжение, изменение плотности воды, свойство воды расширяться при замерзании, вода хороший растворитель, растения питаются водой.
Все опыты были наглядно подтверждены. (Приложение № 1)
Итогом проведенного мероприятия стало то, что дети старшей группы узнали о свойствах воды, заинтересовались опытами, получили много эмоций и впечатлений, с которыми поделились со своими и родителями. Воспитатель совместно с детьми пригласили нас еще к себе. Обсудив с детьми, мы решили в следующий рассказать об такой актуальной теме, как польза и вред кока-колы и чипсов, продемонстрировать опыты с этими веществами.
Об этом мероприятии было освещено в статье «Секреты воды», которая была выставлена на сайте ДЮЦ Белоярского района. (Приложение 2)
Антуан де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье. Данный проект интересен именно тем, что здесь взаимодействие: педагог - ребенок - родитель. Хочется также отметить заинтересованность всех детей группы. Удачи Вам!
Интересен итог: представление своей работы другим детям. Хорошо, что родители, педагог и дети действовали совместно. Опыты с водой всегда нравятся детям дошкольного возраста и увлекают их. Удачи.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.