Научно-исследовательский проект "Методы запоминания английских слов"
(6.25 Mb)
04.09.2016, 14:00
Автор: Касаткина Валерия, ученица 6 класса МБОУ СОШ №20 п. Сулук
Ерошенко Галина Александровна
учитель английского языка МБОУ СОШ №20 п. Сулук
Научно-исследовательский проект
"Методы запоминания английских слов"
В наш век высоких технологий слово «память» принято ассоциировать не только с человеческой, но и с компьютерной памятью. К сожалению (а может и к счастью), мы не можем бесконечно расширять объём нашей памяти в отличие от нашего электронного помощника.
Что же происходит с нашим «компьютером» - мозгом? Он устроен куда более прогрессивно и может сам себя настраивать и регулировать. Основной принцип саморегуляции нервной системы: «Что не развивается, то отмирает».
Памятью мы пользуемся на каждом шагу. Но недооценить её роль в изучении иностранных языков просто невозможно! Ведь нужно запомнить столько новых слов, лексических и грамматических конструкций. А все они кажутся чужими, незнакомыми, ведь другой язык – это абсолютно другой мир, отличный от нашего, привычного. Об этом наш мозг может сигнализировать отказом запоминать, что нам нужно. Что же делать?
Задумавшись над этим вопросом, я решила предложить учителю иностранного языка написать эту проектную работу.
Цель: изучить методы запоминания английских слов и проверить их на эффективность.
Задачи:
Узнать, почему запоминание английских слов вызывает сложности.
Изучить правила запоминания иностранных слов.
Провести анкетирование среди учащихся 4-11 классов.
Проанализировать результаты анкетирования.
Составить памятку «Методы запоминания английских слов».
Почему запоминание английских слов вызывает сложности?
Во-первых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%.
Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! Вас иностранцы не поймут. Поэтому очень важно английские слова запоминать точно. А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%.
Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику - искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».
Во-вторых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Обратите внимание, что большинство книг и словарей, направленных на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке, т.е. английские слова следуют в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания.
Запоминание слов в алфавитном порядке приводит к следующим негативным последствиям.
Запомненное слово сложно вспомнить, «достать из памяти», т.к. английское слово запоминалось без блока слов, связанных с ним по смыслу, и «хранящихся на одной полке».
Запомненное в алфавитном порядке слово можно сравнить с книгой, которую вы хотите найти в книжном шкафу, но не помните, на какой полке она стоит и к какой тематике относится. И для того, чтобы отыскать нужную книгу, вам понадобится «перерыть» весь шкаф. А вот если бы вы поставили эту книгу на полку с книгами по той же тематике, то очень быстро нашли бы ее.
Когда слова представлены в алфавитном порядке, то рядом находящиеся английские слова начинаются с одной и той же буквы и мало чем отличаются. А, как известно, однородная информация подвержена забыванию, т.е. запоминаясь последовательно, слова вытесняют друг друга из памяти.
Поэтому очень важно, чтобы соседние английские слова начинались с разных букв.В-третьих, запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием связаны с многозначностью английских слов. Процитируем известного психолога А.Н.Леонтьева («Лекции по общей психологии» 2001 г): «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны.
Нет соответствия значений. И еще одна крупная неприятность. Вы знаете, что такое статистический словарь, частотный, где частота использования слов в языке указывается просто рядом со словом как коэффициент частотности?
Высокочастотные слова особенно многозначны, а малочастотные, то есть редко встречающиеся в языке, имеют гораздо меньшее число значений. Научные термины, вообще, не должны иметь многих значений, но, практически, они тоже многозначны. Если мы возьмем очень распространенное слово и будем таким способом усваивать, то ничего не выйдет. Потому что если вы откроете словарь, не совсем маленький, а побольше, тысяч на 20-30, то вы увидите, что против немецкого, английского, французского слова первое, второе, третье значения слова, не говоря об изменениях значений в идиомах.
В-четвертых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова.
Правила изучения слов
Для хорошего запоминания иностранных слов прежде всего – нужно создать в сознании образ «иностранный язык – это прекрасно» (ну хотя бы «хорошо»). Помните, нервная система защищает нас от возможных негативных влияний на организм. И если иностранный язык у вас будет ассоциироваться с трудностями, необходимостью преодолевать себя, то память как механизм этой самой защиты будет просто отторгать всё связанное с этим.
Существует ряд правил при изучении слов.
Нельзя мучить свою память и учить язык механически! Итог: зря потраченные силы и нулевой результат.
Память способна за один раз запоминать до 30 слов.
Кратковременная память существует не более 30 секунд.
При изучении языка не опирайтесь на привычку или стандартность. После изучения порции слов нужен перерыв 10 минут.
Чтобы лишить список слов однообразия, нужно их не только видеть, но и слышать.
Выученные слова передаются из кратковременной памяти в долговременную, не столько через повторение, сколько с помощью сюжетных картинок или звука.
Методы запоминания английских слов
Запоминалки
Запоминалки английских слов – это удобный и интересный стиль изложения учебного материала в небольших стишках и песенках. Запоминать наизусть слова будет эффективно, если они сами рифмуются или включены в рифмованные структуры. Эта техника также содержит элементы художественной ассоциации:
Слива тут и слива там, Арбуз предпочитаю сливам,
Слива по-английски plum. Арбуз – иначе watermelon.
Цену на дыни пишут мелом, Мне во сне сказала фея:
Дыня по-английски melon. Груша по-английски pear.
Мнемотехника
Метод ассоциаций – один из самых весёлых и эффективных для запоминания английских слов и конструкций, выделенный в первой половине XX века российским психологом А.Р. Лурией.
Spoon (ложка), представьте, что смешной маленький гномик Спун сладко спит в ложке
Turnip (репа) – ухватившись своими листьями за турник, репа крутится на нем как гимнаст
Ship (корабль), представьте корабль с огромными торчащими шипами
Buy (покупать) – скажи деньгам бай-бай
Sleep (спать) – когда хочется спать, то слипаются глаза
Полиглот
Эта техника позволит ежедневно и легко быстро запоминать по 100-150 новых слов. Метод представляет собой последовательные мыслительные операции и действия, формирующие собой навыки запоминания.
Схема запоминания по системе «Полиглот»:
Перевод слова
Подобрать созвучное русское слово к произношению
Соединить образ перевода с образом созвучного слова
«Сфотографировать» иностранное слово
Написать слово
Проверить качество запоминания
Записать на карточку
Пример:
I can`t look at лук!
Look – смотреть
Лук
«Не могу смотреть когда режут лук»
Со всех сторон выделите слово желтыми карточками, так, чтобы в центре было только «look». Старайтесь мысленно сфотографировать слово, несколько раз читайте вслух
Напишите слово
Проверить качество запоминания, значит написать слово справа налево …k ..ok .ook look
Записывайте слово на карточку для повторения.Изучив методы запоминания английских слов, я решила вместе с учителем проверить их эффективность.
Проверив эффективность данных методов, я могу сделать следующие выводы:
Для каждой возрастной группы подходит определенный метод запоминания слов.
В начальном звене наиболее удобен метод «Запоминалок».
В средней группе более эффективен метод «Мнемотехника».
В старшей группе больше подходит метод «Полиглот».К сожалению, нет такого волшебного способа, который помог бы быстро и качественно увеличить количество известных слов. Все достигается только практикой и регулярными занятиями. Поэтому я разработала памятку «Методы запоминания английских слов», куда поместила правила запоминания английских слов, описание распространенных методов запоминания, чтобы каждый выбрал наиболее подходящий метод.
Молодцы и Валерия и педагог. Грамотная работа. Интересна будет не только в школе но и даже в детском саду. Может быть использована при изучении не только английского но и любого другого иностранного языка
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.