Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Начальная школадетский сад» с. Уват — филиал МАОУ «Ивановская СОШ»
«Огород на окне»
«Веселый огород»
1 мл. группа «Капельки».
Выполнила:
воспитатель Фимина Е.И
н. Уват
"ОГОРОД НА ОКНЕ"
«Веселый огород».
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок –дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго,
когда слышит, видит и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать
познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска
информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет,
если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за
ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в
природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем
человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое
существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его
или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с
добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник
может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей
почвы, света и полива. Приобщаясь к выращиванию растений на окне,
ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать
состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно
помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может
наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и
т. д. В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на
окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных
плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение
и труд. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет
самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит
наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и
серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и
радоваться им.
Тип Проекта:
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
По числу участников: групповой (дети первой младшей группы).
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за
овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и
творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память,
восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях,
овощах и фруктах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к
природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать
трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за
растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь,
активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей;
развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной
работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными
с огородом, овощами и фруктами.
Художественно — эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую
моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы
лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой
деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с
музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта
(хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость,
певческие навыки, музыкальные способности.)
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными
растениями, формируются представления о структуре трудового процесса.
Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который
позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и
творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для
посадки, в оформлении огорода на окне.
Предполагаемый результат проекта:
Дети знают и применяют полученные знания по уходу за
культурными огородными растениями.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный матери-ал,
дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи
овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, петрушка, лука,
чеснока, перца).
• посадка: помидор коллективно, чеснок,
• посев: петрушка, укроп.
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей
выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей
целое», «Чудесный мешочек», "Вершки и корешки", " Узнай и назови"
(Овощи и фрукты, " Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу ", " Что
лишнее?", " Скажи ласково!", "Путаница" (Собери правильно растение:
корень, стебель и т. д.).
Сюжетно- ролевые игры: собери пазлы на тему "Овощи".
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
2.«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям,
необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
3. Продуктовый магазин.
Пальчиковая гимнастика:
1. «Алые цветки»
2. «Мы делили апельсин»
3. «Мы капусту рубим»
4. «Яблонька»
5. «Репка
-раскрашивание картинок "Овощи", "Фрукты"; рисование "Мои любимые
фрукты и овощи", лепка "Чудо-горошины";
- чтение художественной литературы (русские народные сказки "Репка",
"Вершки и корешки", "Пых", "Бобовое зёрнышко", стихотворения С. В.
Михалкова "Овощи", стихи об овощах и фруктах, " Однажды с базара
хозяйка пришла", загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций
в книгах.
Работа с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с
мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Предполагаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно
вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях,
совместно с родителями вырастили лук, помидор, баклажан, и другие
овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут
различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни
растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической
деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за
растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это,
прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение
поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Итоговые результаты:
- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений,
зачем растениям нужна вода;
- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой
кругозор и мыслительную деятельность;
- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное
отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями,
помогать им.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать
слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое
отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать
индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к
исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и
творчески осваивать новые способы исследований для более точного
результата. В дальнейшем планируем проводить данный проект в
последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились
представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях,
необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение
радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному
миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили
положительные эмоции от полученных результатов.
Лук- неприхотливое быстрорастущее растение,
которое легко вырастить в комнате у окна.
Поддерживая свет и тепло, при поливе можно
получать каждую неделю богатый урожай. Лук
возбуждает аппетит и способствует образованию
желудочного сока. В луке много витамина Е,
каротина, сахарозы, фруктозы, минеральных
солей. Детям от 3-ех лет особенно полезно жевать
зеленый лук для очищения полости рта и зубов от
микробов.
Чеснок- враг микробов, он источает резкий, сильный
запах. Во все стороны направляются летучие вещества
чеснока- фитонциды.
• Чеснок содержит биологические активные вещества,
витамины, эфирные масла. Необходимые нашему
организму.
• Чеснок является не только ценным пищевым
продуктом, но и незаменимым лекарственным
средством.
• Загадка для детей про чеснок:
• «В земле странна голова, зубчики да
борода». Ответ: Чеснок.
• Пословицы про чеснок:
• «Чеснок да лук избавят от мук»
• «Чеснок да редька, так и живут крепко»
Петрушка, так же как и сельдерей, дарит людям не
только душистую вкусную зелень, но и ароматные
коренья.
• Среди разных видов зелени только петрушка
сохраняет полезные свойства во время тепловой
обработки. По своей ценности и полезности для
детей она ничуть не уступает укропу, а по
некоторым свойствам его даже превосходит.
Помимо множества витаминов в ней есть
микроэлементы, в том числе чрезвычайно важные
для растущего организма: фосфор, магний,
марганец и другие.
Укроп обладает сильным пряным освежающим вкусом и
запахом.
• Используя в свежем, сушеном или соленом виде. Для
консервирования овощей, приготовления ароматного уксуса
используется укроп в фазе цветения или плодоношения.
Сушеный укроп употребляется в различных смесях пряностей и
для приготовления блюд.
|