Научно-исследовательский проект
"Какой хлеб вкуснее"
Хлеб для людей – самая большая ценность. Он относится к таким бесценным понятиям как вода, воздух, здоровье. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. Однажды мы задумались, почему мы хлеб берем в магазине, а не стряпаем дома... Может домашний хлеб намного вкуснее. И мы решили об этом узнать. Поэтому тема нашего исследования: «Какой хлеб вкуснее».
Цель: выяснить, какой хлеб вкуснее - купленный в магазине или изготовленный дома.
Задачи:
· изучить историю возникновения хлеба;
· узнать технологию производства хлеба;
· провести эксперимент «Испеки хлеб»;
· провести эксперименты «Скорость реакции дрожжей»;
· провести анкетирование среди учащихся.
Гипотеза: Хлеб, приобретенный в магазине, отличается от домашнего. Предположим, что хлеб, выпеченный дома вкуснее, чем хлеб, купленный в магазине;
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: хлеб, купленный в магазине и испеченный дома.
Методы исследования: сбор информации из разных источников, анкетирование, экспериментирование, сравнение, наблюдение, опрос, обобщение.
Литературный обзор
Ученые установили, что хлеб - это один из древнейших продуктов. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды. Видимо, однажды каша с шипением перелилась за стенки горячего горшка, превратившись в румяную лепешку.
Следующим этапом развития хлебопечения стал хлеб из кислого теста. Считается, что способ его приготовления был открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.
Каким был хлеб на Руси? С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. Национальным хлебом в России всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки. Белый же хлеб появился в России только во второй половине 19 века.
На протяжении веков искусство хлебопечения в России получило исключительное развитие, в результате чего было создано то разнообразие сортов и видов национального хлеба, которым всегда славилась Россия. Этот процесс не окончился, между прочим, и по сей день.
В Древней Руси приготовление хлеба было особым ритуалом, так как его выпекали не чаще, чем раз в неделю и делали это с помощью различных заквасок: ржаных, кефирных и других. Семьи были многочисленными, поэтому деревенский хлеб изготавливали большой массы.
Технология производства хлеба состоит из нескольких основных этапов – приготовление теста, формование, выпечка и подготовка к продаже.
Первый этап – приготовление теста начинается с подготовки ингредиентов. Как и при приготовлении хлеба в домашних условиях, мука просевается, сухие дрожжи смешиваются с теплой водой. Нужное по технологии количество соли и сахара разводятся водой. Все ингредиенты подаются в емкость для замеса.
После замешивания, тесто оставляют на время для вызревания. Дрожжи – это микроорганизмы, которые, в процессе своей жизнедеятельности, поглощают кислород, выделяют углекислый газ и, тем самым, наполняют тесто пузырьками воздуха. Вот почему тесто становится воздушным и объемным.
После того, как тесто обрело нужный объем и вкус, оно отправляется на формовку
Следующий этап производства хлеба, предусмотренный технологией, это выпекание. Температура в печи 220-240 градусов. Для каждого сорта хлеба технологией предусмотрен свой режим выпекания.
Выпечка – это не последний этап производства хлеба. Технология предусматривает остывание хлеба в определенных условиях. Хлеб не должен потерять вкус и красивый внешний вид при транспортировке.
Мы узнали, что одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи. Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – углекислый газ, именно он образует дырочки в хлебе.
Методика исследования
Мы задались вопросом: а есть ли разница между хлебом, купленным в магазине и хлебом домашнего производства.
Для чистоты эксперимента, мы решили выпечь хлеб на сухих дрожжах и хлеб на прессованных дрожжах.
Хлеб на прессованных дрожжах.Во-первых, мы замесили опару. Небольшое количество дрожжей залили теплой водой, добавили немного сахара и поставили в теплое место на печку на 1 час. Затем мы замесили тесто, добавили в опару воды муки, соли. И поставили тесто в теплое место созревать до вечера, тесто несколько раз поднималось, мы его подбивали и ждали, когда оно созреет.
Потом мы разложили тесто в форму и оставили расстаиваться на 1 час, чтобы хлебушек получился пышный. Затем мы его поставили в электрическую духовку, для выпечки температуру выбрали 200 градусов. Когда хлеб выпекался, дома очень вкусно пахло, через 40минут у нас получился пышный и душистый каравай.
Хлеб на сухих дрожжах.Мы смешали дрожжи с мукой в сухом виде, добавили соль, сахар, воду, растительное масло и замесили тесто. Скатали его в шар и дали постоять ему 15минут. Потом разложили по формам и дали отдохнуть (настоятся) 40минут. Затем отправили в духовку на 40 минут.
После того как наши булочки испеклись, мы их достали из форм и оставили остужаться на ночь.
На разрезе двух буханок видна разница в срезе. У экземпляра №1 (хлеб на прессованных дрожжах) наблюдалась более воздушная текстура.
В ходе выпечки у нас возник ряд вопросов. И мы решили провести эксперимент.
1. Влияет ли температура на скорость реакции дрожжей. Мы взяли два стакана, налили воды, положили одинаковое количество дрожжей и сахара. И поставили один стакан в теплое место, а другой в холодное. Подождав 15минут, мы увидели, что в стакане под №1, который был в тепле, шла бурная реакции. В стакане №2, который стоял в прохладном месте – реакции вообще не было.
Мы сделали вывод. Что дрожжи в тепле начинают быстрее бродить.
Влияет ли наличия сахара на скорость реакции дрожжей. В два стакана налили воды, положили равное количество дрожжей. В стакан №1 добавили сахара, в стакане №2 сахара не было. Через 15 минут мы увидели, что в экземпляре №1 шла бурная реакция.
Мы сделали вывод, что если добавить сахара, то реакция пойдет быстрей, и дрожжи начнут бродить.
После проделанной работы мы захотели узнать, какой хлеб понравится больше всего школьникам?
Анкетирование
Мы пронумеровали хлеб и принесли образцы, в класс. Образец №1 – хлеб на прессованных дрожжах, образец №2 – хлеб на сухих дрожжах, образец №3 хлеб купленный в магазине. После дегустации учащиеся заполнили анкеты.
|