Научно-исследовательский проект
«Деревянная игрушка коми-пермяцкого народа»
Введение.
В наше время у меня и моих друзей множество игрушек. Но самой любимой «игрушкой» является телефон, планшет или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. Мне захотелось узнать: какие игрушки существовали раньше, 100 или 200 лет назад, чем играли дети, кто делал игрушки, и можно ли их сделать сейчас?
Проблема исследования - многие дети не знают историю возникновения деревянной игрушки и не знают, как их изготовляли.
Актуальность моего проекта: тему игрушки коми-пермяцкого округа считаю актуальной т.к. изучение истории родного края, возрождению народных традиций и ремёсел сегодня уделяется огромное внимание. Народная игрушка в своём первородном виде - это и обрядовая скульптура и инструмент магии и явление народного искусства слитые воедино. Поэтому изучение прошлого моего народа неразрывно связано с историей возникновения и развития народной игрушки. В настоящее время проблема в том, что мы много не знаем о прошлом своего народа. Редко кто может сказать, какими были детские игрушки раньше. Мне захотелось узнать, чем играли дети, когда не было пластмассовых игрушек, кто их делал и можно ли их сделать сейчас.
Этапы нашей работы:
Первый этап – подготовительный: подготовили вопросы, на которые хотели найти ответы.
Второй этап – основной (исследовательский). Сбор информации (читали энциклопедии, рассматривали иллюстрации, посетили краеведческий музей, опросили своих одноклассников и родственников ).
Третий этап – заключительный: создание презентации, фотоальбома.
Представление (родителям, знакомым, сверстникам) достигнутых результатов.
Цель проекта – изучить традиции и быт коми-пермяцкого народа на основе изучения народной игрушки, узнать историю возникновения деревянной игрушки и научиться самому изготовлять деревянные игрушки.
Задачи проекта:
1.Изучить историю возникновения деревянной игрушки.
2.Изучить способы изготовления некоторых видов игрушек.
3.Самому изготовить деревянную игрушку.
Гипотеза: зная, что в настоящее время можно сделать деревянные игрушки, я смогу вызвать интерес к творчеству нашего народа к его традициям и обычаям.
Объект исследования – история деревянной коми-пермяцкой игрушки.
Предмет исследования - коми-пермяцкая деревянная игрушка.
Методы исследования:
1.Изучение литературы и информации из интернета.
2.Опрос родственников и детей из моего класса.
3.Посещение музея.
4.Практическое занятие.
Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
Практическая значимость: данный материал можно использовать на занятиях литературного чтения, окружающего мира. В ходе исследований я научился анализировать большой объём информации, находить полезную информацию, делать выводы.
История возникновения игрушки.
Первые игрушки в мире появились очень давно. Их начали делать еще первобытные люди. А деревянные игрушки самые древние т.к. этого материала было много, игрушки из него не ломались, вырезать их мог практически каждый взрослый. И ещё наши предки знали, что дерево на ребенка действует благотворно – успокаивает, утешает.
Что же такое – игрушка? «Игрушка - это предмет, созданный для игры.»[1.1]
Но в древности игрушки имели серьезное значение, потому что имели «волшебные» свойства. Народ считал, что игрушки могут помочь выздороветь, увеличить урожай или даже принести удачу или неудачу. Игрушки берегли, их хранили в специальных корзинах или сундуках, и никогда не выкидывали. Самой ценной считалась игрушка, которую ребёнок сделает самостоятельно.
«Игрушки Пармы - лесного края».
Мы, коми-пермяки, и называем свою землю «Парма» потому, что у нас много леса. И первые игрушки древние коми-пермяки мастерили из дерева.
Одной из первых игрушек ребёнка, как и сейчас, была погремушка (гольган, сяркан.) (Приложение № 1.) Их вешали над зыбкой не только для забавы, они своими звуками отпугивали злых духов. Их мастерили из бересты, укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки.
Когда ребенок учился ходить ему делали напольные каталки в виде коня («чибу», «чибу-чань») (Приложение № 2.) потому что конь был символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах, первым помощником мужика в его нелегком труде и единственным средством передвижения. Чаще всего это был конь на колесах с помощью которого ребёнок делал свои первые шаги и первые открытия.
Кроме каталок существовали коники - кони-колоды на которых дети учились ездить верхом. Это были большие, тяжёлые фигуры коней. (Приложение № 3.)
Были и просто игрушки-кони, для игры и забавы. (Приложение № 4.)
А некоторые игрушки-кони имели вид обычной согнутой палки и с ними играли очень просто: садились верхом и изображали, что едут на лошадях, крича: «Пошел! Иди!» (Приложение № 5.)
С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка – кукла. "Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал". (Народная мудрость.)
Кукла по коми-пермяцкий «акань».
Существовали определенные правила, которые соблюдались при изготовлении куклы:
Во-первых, мастерили кукол молча, не отвлекаясь, вкладывая в куклу свою положительную энергию.
Во-вторых, при изготовлении кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Ткань не резали, а рвали. Лоскутки не сшивали, а связывали нитками. По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная».
В-третьих, у куклы не было лица, чтобы в неё не вселилась злая сила.
В-четвёртых, одежду для куклы мастерили из лоскутков своей старой одежды. Считалось, что за годы ткань впитывает энергию владельца, и сделанный из неё оберег сохраняет его силу.
Первыми куклами были куклы «столбушки». (Приложение № 6.) Их делали из обыкновенного березового столбика, и наряжали в лоскутки ткани или платок. Ног и рук у этих кукол не было, белая кора была личиком куклы. Они напоминали ребёнка, завернутого в пеленку.
В дальнейшем появились куклы-панки — их делали из куска дерева, обрубали топором, а затем обрабатывали фигурку ножом и у куклы появлялась голова, туловище. (Приложение № 7.)
Ещё были куклы – обереги - это были маленькие куколки, которые вывешивались над колыбелями младенцев, чтоб куклы малышей оберегали, когда родители уходили на работу. Они охраняли детский сон. И до сих пор, по древнему обычаю, детей укладывают спать с любимой куклой. (Приложение № 8.)
Ещё существовали игрушки, копирующие предметы взрослого мира для подготовки детей к взрослой жизни.
Это были маленькие копии различных орудий труда (топорики, коромысла, грабельки, прялки) (Приложение № 9), игрушечное оружие: мечи, ножи, кинжалы, луки и стрелы, рогатки; со временем оружие становилось сложнее, появились пистолеты, ружья, винтовки, автоматы. (Приложение № 10)
На каждое время года мастерили свои игрушки. Летом делали качели, ходули, удочки для рыбалки. По весне, строили запруды, ставили деревянные мельницы, мастерили птиц. Зимой мастерили деревянные санки («дадь»), ледянки, лыжи. На новый год вырезали из дерева игрушки на ёлку. (Приложение № 11.)
Последней появилась техническая игрушка. Из дерева начали мастерить: тележки, тарапуни, тарантайки, трактора, машины, самокаты, самолёты. (Приложение № 12.)
Итак, в ходе работы я выяснил, какие игрушки существовали в старину в нашем крае. Чаще всего они были изготовлены из дерева. Игрушки были простые, они готовили детей к взрослой жизни, приобщали к труду. Деревянная игрушка всегда шагала в ногу со временем, развиваясь и изменяясь.
Практическая часть.
Опрос детей в классе.
Чтобы узнать, что дети знают об истории коми-пермяцкой деревянной игрушки, я провёл опрос в классе. В нём приняли участие 25 человек. Вот какие результаты у меня получились. (Приложение № 14.)
На вопрос: «Какие коми-пермяцкие старинные игрушки вы знаете?» ответили: «машинка» - 10 человек, «кукла» - 8 человек, «матрёшка» - 3 человека и «кубики» - 1 человек.
На вопрос: «Из какого материала делали раньше игрушки?»
ответили: «дерево» - 7 человек, «ткань» - 5 человек, «тесто» - 1 человек, «глина» - 4 человека.
На вопрос: «Хотел ли бы ты научиться мастерить сам игрушки?», все 25 человек ответили «да».
Я спрашивал у моих бабушек и дедушки: «Какими игрушками они играли в детстве?» и они ответили так: «Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов».
Вывод:
После проведения опроса я выяснили, что дети мало знают об истории старинных игрушек. Но ребята хотят узнать историю происхождения деревянной игрушки и попробовать её смастерить.
Мастер-класс: (Приложение № 15.)
Я тоже решил попробовать смастерить вместе с папой деревянную игрушку.
Материал для изготовления игрушек — древесина (берёза).
Технология изготовления игрушки.
Для изготовления деревянной игрушки мы применяли следующие основные операции: разметка, пиление, сверление, шлифование.
Время изготовления.
Изготовление игрушки не требует больших затрат времени. Примерно это займет 3 —4ч.
Какой же получилась моя современная деревянная игрушка?
- выполнена из экологически чистого материала
- игрушка изготовлена собственными силами
- она красивая и приятная на ощупь
- удобна в процессе игры
- намного дешевле, чем в магазине
- улучшает интерьер комнаты
- не пугает и безопасна
- развивает фантазию
- все, если постараются, смогут сделать деревянную игрушку.
Заключение.
В своей работе я ставил цель — выполнить деревянную игрушку, похожую на ту, которой играли дети 100 и более лет назад. Считаю, что цель исследовательской работы достигнута.
Мне очень понравились мои игрушки. Делать их было интересно и увлекательно. Я надеюсь дети из моего класса тоже захотят изготовить деревянные игрушки вместе с родителями.
Игрушки любят и дети, и взрослые. Без игрушек жить нельзя!
|