Обращение внимания к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета - важный фактор формирования интереса ребенка к изобразительному творчеству.
Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.
Фантазия ребенка – источник творчества в зачаточной форме. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия.
Дидактический материал состоит из 10-ти цветных картонок размером 9х9 см (чтобы легко умещалась в ладошке ребенка, можно сделать меньше - на ваше усмотрение, но желательно квадратной формы). С обратной стороны на клей "момент" наклеиваем различный материал - кусочки ткани, веревку, тесьму, спички, семечки, горох, вермишель и т.п. Целесообразно учитывать пол ребенка. Так, для мальчиков, кроме вышеперечисленных предметов, можно наклеивать кусочки наждачной бумаги и изоленты, маленькие гвоздики, шурупы и др.
Занятия проводятся в несколько этапов по 35 минут.
1 этап "Знакомство с цветом" (3 занятия)
Изучить свойства цвета каждой картонки: цветовой фон, светлота, насыщенность. Обсудить, где встречаются такие цвета, одежда какого цвета есть у ребенка. Спросить - какой цвет нравится ребенку, почему. Использовать стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках.
2 этап - "Какими бывают предметы на ощупь" (2 занятия)
Мы предлагаем ребенку потрогать каждую из картонок, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как "грубый", "тонкий", "мягкий" и т.п.. Просим вспомнить, где он видел эти предметы, для чего они нужны.
3 этап - "Сказочная страна" (5 занятий)
Завязываем глаза ребенку и даем картонки одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит, что ему напоминает эта картинка. Просим вспомнить, с какой сказкой может быть связана эта картонка. При проведении занятий в дальнейшем просим придумать рассказ, сказку, которая у него возникает в связи с ощущением. Развивая память, просим вспомнить его цвет этой картинки.
4 этап - "Изучение цифр и букв"
После занятий с этими картинками, подготовив картонки, вместе с ребенком наклеить с одной стороны различную фактуру, а с другой написать цифры. Следующим шагом - написать буквы.
|