Нарушение звукопроизношения – самая распространенная речевая патология у детей дошкольного возраста. При наличии у ребенка дислалии (функционального речевого нарушения) процесс постановки звука не вызывает особенных трудностей. А вот процесс автоматизации достаточно длительный. И спецификой начального этапа автоматизации является многократное утрированное произношение изолированного звука (цель: добиться чистого звучания). Всем специалистам, а особенно мамам, известно как сложно удерживать интерес ребенка к занятиям, если ему предлагается однотипный, наскучивший материал. Для разнообразия автоматизации изолированного звука (отсутствующего или искаженного), я используя подобную игротеку следующим образом: предлагаю ребенку подборку картинок с чистоговоркой, которую зачитываю сама, а малыш повторяет звукоподражание. Через несколько занятий ребенок знает чистоговорки наизусть без насильственного заучивания, и весь материал проговаривает сам. Когда интерес к картинкам пропадает, как правило, отпадает надобность в изолированном произнесении и можно переходить к слоговой автоматизации (разминки).
Ль Лодка мчится по волнам, погудит моторчик нам.
Ю Завертелась юла и запела она.
С Мы насос качать начнем и услышим воздух в нем.
Ц Каблучки затопали, мы в ответ зацокали.
Зь К нам комарик прилетел, свою песенку запел.
З Что за звонкий голосок? Это зазвенел звонок.
Сь Птенчики в гнезде сидят и тихонечко пищат.
Щ Шарик в небо полетел, вдруг он лопнул, зашипел.
Ж Цветок пчелка увидала, очень громко зажужжала.
Л Летит по небу самолет, слышит песенку пилот.
Ш Лопнула у папы шина, и услышала машина.
Рь Вентилятор мы включаем и «рычалку» получаем.
Р Заведем мы свой мотор, зарычит он на весь двор.
Ч Паровозик запыхтел, свою песенку запел.
К Сосульки все заплакали, и капельки закапали.
В Бор сосновый зашумел, это ветер налетел.
|