Конспект
«Осень, осень в гости
просим» (старшая
группа)
Автор: Анохина
Г.П. ГДОУ №93
Цель: Обобщить
и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие
дни и длинные ночи, моросящие затяжные
дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
Конкретизировать представления детей
о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и
характера шерсти, утепление жилища).
Закрепить и конкретизировать знания о
перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.
Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.
Воспитывать гуманные отношения к
обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего
мира.
Предварительная работа:
· Наблюдения за живой и неживой
природой.
· Экскурсии по экологической тропинке
детского сада.
· Рассматривание картин и репродукций
об осени.
· Чтение художественной литературы.
· Заучивание стихов, отгадывание
загадок.
Оборудование:
слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины,
репродукции.
Ход занятия:
Воспитатель
читает стихотворение (звучит аудиозапись)
Лес, точно терем расписной
Лиловый золотой багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над сонною поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
И.Бунин
· О каком времени года стихотворение?
· А какие еще времена года вы знаете?
· Сколько месяцев длится осень?
· Назовите осенние месяцы
· Давайте посмотрим, чем осень отличается от других времен года?
· В этом нам поможет наш волшебный
экран. (на экране картина Левитана «Осень»)
· Какое время года мы видим на картине?
· А какой период осени?
· Какое настроение вызывает у вас
картина? Как бы вы ее назвали?
(Высказывания детей)
Игра: «Координация речи с движением»
К нам на
длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)
Скачет дождик
по дорожке
В лужице -
смотри, смотри!-(дети
стоят лицом в круг ритмичные приседания)
Он пускает
пузыри.
Стали
мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)
Стали
мокрыми цветы.
Мокрый
серый воробей(встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)
Сушит перышки скорей
Внимательно послушайте еще стихотворение:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
· О каком времени осени говорится в
этом стихотворении?
- Верно, это средина осени. Мы
называем ее золотой, почему?
· А вы помните, как однажды на прогулке
подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от
радости, запрыгали, замахали руками. Что
это был за дождь? Чему мы радовались?
· А теперь представьте, что вы осенние
листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
Игра «Лист лети ко мне»
(дети кружатся пока воспитатель
скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)
· Кто знает, Почему осенью опадают
листья с деревьев?
(высказывания детей)
-верно, осенью прекращается сокодвижение.
Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие
поэты посвятили свои стихи этой красоте.
(стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)
· Давайте вспомним другие приметы.
(дети перечисляют приметы).
- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?
· Назовите птиц, которые улетают от
нас?
· Каким, одним словом их можно назвать?
· А как назовем птиц, которые остаются
с нами зимовать?
· Назовите зимующих птиц.
· Зимой птицам жить тяжело, они летают
стайками. Так легче прокормиться.
· По внешнему виду воробьев, например,
можно угадать погоду.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.
А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.
· Что для птиц страшнее, холод или
голод?
· Как мы можем помочь птицам зимой?
Физминутка.
Гуси серые летели,
(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали,
(Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить
пирожки»)
Прилетели гуси
(Помахать
крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,
(Поочередно
массировать каждый палец,
начиная
с большого)
Третий гусь накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал. (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!
· Посмотрите на эти две картины.
Которую из них нарисовал Левитан?
(показ слайда)
· Какие чувства вызывает у вас эта
картина?
· Почему становится грустно?
· Наступила поздняя осень. Природа уже
не так красива, она приготовилась к встрече зимы.
· Но люди любят осень не только за
красоту, как вы думаете, за что еще?
- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много
вкусного и полезного.
· Хотите посмотреть, что происходит в
осеннем лесу?
(Показ слайдов. По ходу показа -
высказывания детей).
· Кого мы увидели первого в лесу?
Подвижная игра «Ёжик»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по
лесу.
Любит рыться в мокрых листьях колется,
колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу
где катают мышки еловые шишки.
· А вот кто встретится в лесу после
ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:
Правильно, значит потом
мы встретим лису.
· (продолжается просмотр слайдов)
Загадка
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен
дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)
· Вот такая красивая отгадка есть у
нас.
Этот зонтик не только
красивый, а еще и волшебный
Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то
примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит:
«Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)
Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.
|