Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Югра - мой край родной"
(47.0 Kb)
26.10.2013, 12:04
Коваленко Любовь Иосифовна
воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад "Белоснежка" ХМАО- Югра
Непосредственно образовательная область «Познание» конспект интегрированного занятия.
«Югра - мой край родной» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного. 2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки. 3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы. Методы и приемы: метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и опиши», «Что, где растёт», использование слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята». Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут» г.Сургут, экскурсия на реку Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята». Материалы: Карта Сургутского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге) Ход занятия. Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия. В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается. - Что это за шар? (На столе стоит географический глобус) Дети: - Глобус. Воспитатель: - А что такое глобус? Дети: - Глобус - это макет нашей Земли. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе? Дети: - Это разные государства на планете Земля. Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать? (Даю время для размышления) Дети: Америка, Турция, Китай и т. д. Воспитатель: - А как же называется наша страна? Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация. Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России? Дети: - Город Москва. Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания) Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт? Дети:- Родной край Воспитатель:- Это большая или малая Родина? Дети: - Это малая Родина. Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? Дети: - Наша малая Родина называется - Югра Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ? Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России? Дети: - Он находится на севере нашей страны. Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа? Дети: - Город Ханты - Мансийск. Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе. (Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа) Как же называется наш район? Дети: - Сургутский район. Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Сургутский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа? (Дети показывают Сургутский район) Воспитатель: - Как же вы его определили? Дети:- Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Сургутском районе находится город Сургут. Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Сургутский район? А что означает название нашего города Сургут? Дети: - «Сор и кут» означает «пойма реки» Воспитатель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его. (Выступление Валентины Анатольевны и Алёши. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»). Воспитатель: - Спасибо, Алёша и Валентина Анатольевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь. (обращаюсь к детям) - Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ. Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. (Просмотр фрагмента фильма «Сургутский район», рассуждения детей, комментарии воспитателя) Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть? Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара. Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои. (после просмотра фрагмента фильма) Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население? Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов. Воспитатель: - Что такое дикоросы? Дети: - Это грибы и ягоды. Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают. Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»? Дети: - Дико растут. Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере? Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. Воспитатель: - А какие деревья и кусты растут на севере? Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник. Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два. ( Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.) Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева. 1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере 2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севера ( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды) Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга. Воспитатель: - Что это за сооружение стоит? Дети: - Чум. Воспитатель: - А что такое чум? Дети: - Это жилище ненцев. Воспитатель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома. Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге. Воспитатель: - А кто в них проживает? Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы. Воспитатель: - А почему они живут в чумах? Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Воспитатель: - А для чего это необходимо делать? Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Воспитатель:- А из чего сделан чум? Дети:- Из оленьих шкур. Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой? Дети: - Холодно, но люди тепло одеты? Воспитатель: - Во что одеты? (Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей) Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу. Воспитатель: - А ноги во что обуты? Дети: - Кисы и бурки. Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»? Дети: - Одежда вышита орнаментом. Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают? Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы. Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы. (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».) Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»? Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце». (Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».) Воспитатель: - Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения ИКЦ «Старый Сургут» макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить? (Даю возможность определиться с решением) - А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д. (Дети лепят животных) - Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам. (Ставим макет в ряд с другими макетами.) - Наше путешествие окончено. - Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие? Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу. Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд! - Что Вам больше всего понравилось? (Слушаю мнения детей) - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? (Дети высказывают свои предложения)
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.