Смотрова Надежда Николаевна, воспитатель высшей категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Волгограда
Для детей подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) Конспект непосредственно-образовательной деятельности: «МИР НАСЕКОМЫХ»
Вид занятия: Экологическое развитие Тип занятия: Интеллектуально – развивающее Тема занятия: Мир насекомых (итоговое – закрепление знаний) Место проведения: Музыкальный зал
Способ организации детей на занятии: вся группа и мамы 6-ых детей, помогавшие шить костюмы насекомых.
Предварительная работа: • Наблюдение за насекомыми на прогулке; • Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых; • Чтение художественной литературы о насекомых: - из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец», «Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»; - Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»; - А.А.Плешаков «Зеленые страницы»; - В.Зотов «Лесная мозаика»; - Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки»; - Крутов В.А. «Жизнь насекомых»; - Джинни Джонсон «Насекомые и пауки» из серии «Все обо всем»; - Э. Шим «Жук на ниточке»; - В. Пальчинскайте «Муравей» и др.; • Проведение цикла из 6-и занятий по ознакомлению детей с насекомыми; • Пословицы и поговорки о насекомых; • Настольно – печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»; • Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо – плохо», «Докажи по модели», «Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»; • Придумывание загадок о насекомых; • Ребусы и кроссворды о насекомых; • Театрализованные представления «насекомых»; • Насекомые Красной книги; • Письма насекомым; Наглядный дидактический материал: а) демонстрационный дидактический материал: • Фонограмма музыки «Малыш в лесу» - «Ночные цикады»; • Загадки о насекомых (приложение №1); • Авторские загадки – представления «насекомых» (приложение №2); • 20 карточек – картинок с изображением насекомых (приложение №3); • Блиц – вопросы о насекомых (приложение №4); • Фишки – звездочки; • Самодельная медаль «Знаток насекомых» (приложение №5); • 3 флажка и 3 веревочки для эстафет; • Набор больших кирпичиков для эстафеты «Муравейник»; • Материалы для эстафеты «Пчелка» (6 «цветков» из бумаги, где серединка – детское ведерко с водой, 3 ведерка и 3 игрушечные чашечки); б) раздаточный дидактический материал: • Материал к игре – мозаике «Бабочки» (3 различные бабочки – образец и 3 такие же бабочки в виде мозаики – приложение №6); • Поговорки и пословицы о насекомых (приложение №7); • Самодельная медаль «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8); • Авторское театрализованное представление «насекомых» (приложение №9); • Модели «Защита насекомых» (приложение №10); • Самодельная памятная медаль «Любитель насекомых» по количеству детей (приложение №11).
Домашнее задание родителям: Помочь воспитателю сшить своему ребенку костюмы насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика; разучить с ребенком соответствующее костюму загадку – представление. Помощь музыкальных руководителей: Помочь воспитателю поставить танцы детям, изображающим насекомых; подобрать музыку к каждому представляемому насекомому; музыкальное сопровождение занятия. Задачи: Обучающие: Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых. Закрепить умение детей составлять группы насекомых. Закрепить знание детьми пословиц и поговорок о насекомых. Формировать научно - реалистические представления о насекомых. Развивающие: Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитательные: Воспитывать добрые чувства к насекомым. Формировать осознанно - правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу. Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать. Речевые: Обогащать словарный запас детей: - учить использовать специальные термины: жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые; - учить рассказывать пословицы и поговорки. Развивать выразительность речи. Ход занятия. Под музыку все дети, кроме шестерых «героев – насекомых», проходят и садятся на свои места. Воспитатель: Мы с вами собрались на долгожданный праздник «Мир насекомых». Вы уже знаете, что это удивительный мир и сегодня мы в этом убедимся еще раз. Наш праздник начинается! И начинается он с загадок: если вы правильно отгадаете загадку, то зазвучит красивая музыка и вы увидите живую отгадку. Загадываю загадку про бабочку (смотри приложение № 1). Дети отгадывают ее. Звучит музыка «Ночные цикады». Появляется девочка в костюме бабочки. Медленно кружась, исполняет танец бабочки, на носочках «облетает» всех детей. Становится в середине и читает свою загадку – представление (смотри приложение № 2). Садится на стульчик. Все хлопаем в ладоши. Аналогичным образом проходит представление других «героев – насекомых»: божьи коровки, пчелы, мухи и комара (они вместе исполняют один танец), кузнечика. Воспитатель: Давайте еще раз повторим группы насекомых (беру за руку девочку, одетую бабочкой) – Кто она? (все дети хором отвечают – чешуекрылая). Кто «прилетит» к ней? (дети – все бабочки). А это кто? (беру за руки «муху» и «комара», дети отвечают – двукрылые). Кто «прилетит» к ним? (дети – слепни, оводы…) Так повторяем жесткокрылых, перепончатокрылых и прямокрылых. Воспитатель: Теперь мы все «превратимся» в насекомых и поиграем в игру «Насекомые». У вас под стульчиками лежат карточки, взяли их. Все узнали насекомого на картинке? Хорошо. Под музыку вы изображаете своего насекомого. Старайтесь изобразить его так, чтобы я и гости поняли, кого вы изображаете. Как только музыка закончится, вы должны прибежать к своему «насекомому», которые тоже танцуют и могут быть в любом месте зала. Играют. Воспитатель: «Насекомые» в костюмах проверьте, ваши ли насекомые к вам собрались? (проверяют по картинкам). Молодцы. Играем еще раз. Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы знаете насекомых. За правильный ответ получите звездочку. Старайтесь набрать как можно больше звездочек. Задаю блиц - вопросы (приложение №4). Воспитатель: Я рада, что вы любите насекомых и много знаете о них. Кто же набрал больше всех звездочек? Подсчитываем, победителю, набравшему большее количество звездочек, под музыку и аплодисменты детей вручаю медаль «Знаток насекомых» (приложение №;5). Воспитатель: Пришла пора игр – соревнований. Разделились на три команды. Первая эстафета «Кто быстрее построит муравейник». Мы – дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три – начали! Воспитатель: Муравейники получились замечательные! Похлопали сами себе. Вторая эстафета «Кто больше наберет меда». Мы – пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «мед» и переливаем его в ведерко. Кто больше и быстрее наберет «меда»? Раз-два-три – начали! Воспитатель: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «меда». Молодцы! Последняя игра «Бабочки». Каждая команда получает мозаику из семи частей (приложение №6). Из них по образцу выстраивает картинку бабочки. Кто правильнее и быстрее соберет? Раз-два-три – начали! Воспитатель: Команды, назовите, пожалуйста, названия получившихся на картинках бабочек. (Дети называют). Я думаю, мы все заслуживаем продолжительных аплодисментов. (Дети хлопают и садятся на стулья). Воспитатель: Все мы знаем крылатую народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках (приложение №7, не стараться использовать все пословицы и поговорки, сколько дети вспомнят). Посмотрим, кто же больше сможет вспомнить и назвать пословиц и поговорок о насекомых. За каждую названную пословицу или поговорку вы получите фишку-звездочку. Дети называют. При затруднении воспитатель начинает поговорку, а дети продолжают ее. По окончании – подсчет звездочек. Воспитатель: Замечательно, что вы все знаете так много поговорок и пословиц о насекомых. И у нас есть победитель. Он награждается медалью «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8). Под музыку одеваю медаль. Воспитатель: Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из них лучше и нужнее. Что из этого получилось – вы сейчас увидите (приложение №9). Воспитатель: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой. Наш праздник, к сожалению, подходит к концу. Давайте вспомним на прощание, что обозначают модели, которые мы с вами составляли на занятии. Воспитатель показывает модели «Защита насекомых» (приложение №10) – дети рассказывают по ним. Воспитатель: Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы – настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. На память об этом празднике позвольте вручить вам памятные медали «Любитель насекомых» (приложение №11). Под фонограмму музыки «Ночные цикады» всем детям одеваю медали.
Приложение №1. Загадки о насекомых.
Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка).
Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка).
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком –
Не птица, а летает, С хоботом, а не слон. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха).
Не зверь, не птица, а нос как спица, Летит – кричит, а сядет – молчит, Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар).
Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Он поделится медком. (Пчела).
Приложение №2. Представления – загадки насекомых. (авторские).
Была я страшной гусеницей, Куколкой была, И вот метаморфоза – Прекрасной стала я. Нежная, красивая, Я – чешуекрылая! (бабочка)
Меня любят садоводы, Зовут в свои сады. Я тлей там поедаю – Деревья тем спасаю. И дети меня любят, Давить не станут, нет. Лишь на руку посадят И просят улететь. По-своему красивая, Я – жесткокрылая! (жук – божья коровка)
Живу в большой семье я, В работе целый день. Мой сбор целебный очень,
Меня никто не любит, «Липучка», - говорят. Болезни разношу я – Сажусь на все подряд. Меня не любят тоже, Прихлопнуть норовят. Уж больно я кусаю И писком донимаю. Пусть мы не красивые, Мы – двукрылые! (муха, комар)
Я – зеленый и прыгучий, И в траве живу. Скрипки нет, и я тру крылья – Так я стрекочу. Наверно, я красивый, Я – прямокрылый! (кузнечик)
Он нужен людям всем. Но ты меня не трогай – Могу ужалить я, Я – перепончатокрылая! (пчела)
Приложение№3 Чешуекрылые. Бабочки: 1. Капустница 2. Репейница 3. Крапивница 4. Махаон Жесткокрылые. Жуки: 1. Божья коровка 2. Колорадский жук 3. Навозник 4. Жук – олень Перепончатокрылые. 1. Муравей 2. Пчела 3. Шмель 4. Большой рогохвост Прямокрылые. 1. Саранча 2. Сверчок 3. Кузнечик 4. Медведка Двукрылые. 1. Муха 2. Комар 3. Овод 4. Слепень
Приложение №4 Блиц – вопросы о насекомых. 1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые). 2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено). 3. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног). 4. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы). 5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков). 6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных). 7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны). 8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике). 9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание). 10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца). 11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет). 12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы). 13. Какое взрослое насекомое никогда и ничего не ест? (овод). 14. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках). 15. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок). 16. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук). 17. Каких насекомых называют защитниками урожая? (хищных: божья коровка, жужелица…). 18. Как у кузнечиков отличить самку от самца? (у самки есть яйцеклад - отросток, похожий на меч). 19. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки). 20. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров…). 21. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).
Приложение №9. Театрализованное представление «Спор насекомых». (авторское). Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы! Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы! Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас. Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет! Комарик: - Нам особо нечем похвастаться. Муха: - Да. Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо. Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи. Божья коровка: - От вас только вред. Бабочка: - Недаром вас люди не любят. Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите. Пчела: - Вы никому не нужны. Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить. Муха: - И болезни я не специально разношу. Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны. Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные. Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем. Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным. Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям. Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе. Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!
Приложение №10. Модели «Охрана насекомых» (разработаны с детьми). 1. Не уничтожать насекомых. 2. Не ловить насекомых. 3. Не топтать. 4. Не разрушать их жилища.
1. Не ломать и не рвать растения – они основные места обитания насекомых. 2. Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их). 3. Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых). 4. Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для обитания насекомых.
1. Наблюдать насекомых в естественных условиях. 2. Изучать их (энциклопедии, специальная литература, фильмы). 3. Наблюдать в специально созданных условиях очень недолго (жизнь насекомых коротка) и выпускать в естественную для них среду. 4. Объяснять другим детям и взрослым правила поведения в природе.
|