КОММУНИКАЦИЯ Ознакомление с окружающим, социальное развитие и развитие речи Подготовительная группа Тема: Семья Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях. Интеграция образовательных областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, музыка.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познание: -Формировать понятие о семье; -систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи; - дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.
2. КОРРЕКЦЕОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: Коммуникация: - развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога; - развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
Чтение художественной литературы: - побуждать выразительно читать стихи; - объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад».
Музыка: - учить слышать музыкальное произведение, выполнять движения под музыку, сопровождая пением, передавать его настроение.
Социализация: -формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге; - учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи; -учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;
Здоровье: - активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния; -совершенствовать общую и мелкую моторику.
3. РЕЧЕВЫЕ: Коммуникация: -активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.); - учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?; -учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции; -побуждать согласовывать действия с речью.
4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Социализация: -воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.
Формы организации совместной деятельности: просмотр видеофильма, работа по картине, игра, физминутка, проблемная ситуация, упражнение, рассказывание стихотворений, работа над пословицей, психогимнастика.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации: наглядные: демонстрация обучающего видеоролика, рассматривание сюжетной картины; словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение наизусть; игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.
Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки; добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый; стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит, зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт, готовит еду, шьёт, вяжет, стряпает, помогает бабушке, выносит мусор, ходит в магазин.
Оборудование: плакат «семья», ноутбук, обучающий фильм, мяч, письмо, солнышки и тучки на палочках, стаканчики с изображением членов семьи, коробка с шариками, корзинка, платочек, фотографии с членами семьи, рамки для фотографий. Предварительная работа: разучивание музыкального упражнения «Маме надо отдыхать» и физминутки «Семейная зарядка»; разучивание индивидуальных стихотворений, объяснение лексического значения слова «лад», изготовление рамок для фотографий , сбор семейных фотографий. Структура НОД: 1. Начало НОД. Орг. Момент Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Встают в круг. - Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
2. Процесс НОД 2.1 Проблемная ситуация. Просмотр видеофильма «Семья» - Ребята, сегодня утром в группе я нашла письмо, не простое, а видеописьмо. Я предлагаю посмотреть его, может быть, оно подскажет, о чём мы будем говорить сегодня на занятии. Дети садятся на стульчики. Смотрят видеофильм по теме «Семья». - Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? 2.2Сообщение темы. - Правильно, сегодня мы будем говорить о семье. 2.3. Работа по сюжетной картине. - Что вы видите на картине? ( Это дом.) -Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик) -Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.) - Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.) - Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. - Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.) - Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка) - Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка) - Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.) - Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.) - А кем приходятся мальчик (девочка)бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.) - А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители) - Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка) - А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)
2.4 Физминутка «Семейная зарядка» - А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками) Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте) Встанем в круг и попорядку Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг) Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить) Папа бодро приседает, (присесть и встать) Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища) А я сам бегу трусцой (бег на месте) И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
2.5 Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом) - Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи. Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно. Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;
Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;
Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;
Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;
2.6 Дидактическая игра «Распределим обязанности»
- Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.
Воспитатель (сидя на ковре) выставляет перед детьми стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробку с шариками. Дети называют по одному виду работ и кладут один шарик в стаканчик. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.
Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит;
Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт;
Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;
Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин.
- Как много дел у взрослых, а особенно у мамы. Давайте послушаем стихотворение о маме.
Ребёнок читает стихотворение наизусть. Мама долго хлопотала: Все дела, дела, дела… Мама за день так устала, На диване прилегла. Я ее не буду трогать, Только возле постою. Пусть поспит она немного - Я ей песенку спою. К маме стану я поближе - Очень я ее люблю! Жалко только, что не слышит Мама песенку мою. Нету песенки чудесней. Может, спеть погромче мне, Чтобы маме эту песню Слышно было и во сне?.. - За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт. 2.7 Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…» - Я предлагаю вам поиграть в игру «Маме надо отдыхать». Дети поют и выполняют движения под музыку. Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу) Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают) Раздаётся пяток стук. Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают) Прямо к мамочке бегу.
2.8 Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях) - Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо. Сын полил комнатные цветы. Дочка съела всю кашу. Мальчик порвал книжку. - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку? Дети убрали игрушки на место. Девочка разбила чашку. - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться) Сын подрался во дворе. - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому) Дочка помыла посуду. Мальчик вытер пыль.
2.9 Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка) - Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
- Тогда нам поможет корзина добрых дел.
- Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Я буду мыть посуду. Я буду поливать цветы. Я буду убирать игрушки. Я буду пылесосить. Я буду вытирать пыль. Я буду заправлять кровать. Я буду хорошо себя вести. - Ой, посмотрите, я что то нашла в корзине – это ваши семейные фотографии. - Какие вы здесь красивые и счастливые. - Недавно мы с вами делали рамки для фотографий, я предлагаю вставить в них ваши семейные фотографии. (Дети вставляют фотографии в рамки. В это время звучит песня «Неразлучные друзья») Воспитатель размещает рамки с фотографиями на магнитной доске.
- Ребята, я заметила, что вы все очень обрадовались, когда увидели свои семейные фотографии. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.
- Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)
- Саша, расскажи, пожалуйста стихотворение о своей семье.
У меня есть семья - Мама, папа, брат и я. Лучше всех мы живем, Песни громко поем. Никому не разрешу Обижать свою семью. Пусть всегда живет семья - Мама, папа, брат и я.
2.10 Упражнение «Пожелание своей семье» - А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).
3. Окончание НОД 3.1.Подведение итогов. - Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками. - Сейчас я предлагаю взять ваши семейные фотографии, на следующих занятиях с Оксаной Станиславовной вы будете учиться составлять рассказ о своей семье.
3.2.Оценка деятельности детей. 3.3.Поощрение.
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов.
Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных альбомов.
|