Цель: закрепить правильное произношение звуков [в - вь] в речи детей.
Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в - вь] в словах; 2. Закрепить знания детей о диких животных, об их жизни зимой; 3. Учить детей находить первый звук в словах; 4. Через игру учить детей правильно дышать.
Материал: игрушка вороны Веры, крупные картинки с изображением лисы, зайца, белки, медведя, волка; зеркала для каждого ребенка; картинки среднего размера: цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь; комки ваты – снежинки; маленькие картинки: виноград, велосипед, вишня, одуванчик, лиса, дерево, звезда, рыба, кукла…; картинка звуков [в - вь] (большое и маленькое дерево).
Ход занятия
I. Вводная часть. Дети сидят на ковриках. - Сегодня к нам прилетела ворона, чтобы погреться и поиграть с нами. А зовут ее ворона Вера. Она рассказала мне одну очень интересную историю. Сейчас и вам расскажу эту историю.
II. Основная часть. 1. История вороны Веры. * Скучно стало вороне Вере сидеть на заборе, и решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летела от одного дерева к другому. Вдруг, ветер усилился, и в лес пожаловала сам а вьюга. - Ребята, слышали вечером, как вьюга выла? (ответы детей) Она швыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в (дети повторяют за воспитателем). Ворона Вера нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в (дети повторяют). - Ребята, а где живет белка? (в дупле) Хорошо белке в теплом, сухом дупле, вход в которое она закрыла пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга (дети воют). Хорошо и медведю. Ему тоже не страшна вьюга, он спит и не слышит страшный вой. - А где же спит медведь, ребята? (в берлоге и сосет свою лапу) А лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом (дети воют, как ветер). Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги. - Ребята, а каким цветом шубка у зайца зимой? (белая) - А как вы думаете, почему зимой у зайца белая шубка, а летом серая? (чтобы спрятаться в снегу; чтобы лиса и волк не заметили его на снегу). Одна ворона Вера сидит, нахохлившись, на ели. Холодно ей и страшно в лесу. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать (сначала педагог, а затем дети произносят: вь-вь-вь). Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой сидела, вой волка: в-в-в (дети повторяют). Жалуется волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона Вера испугалась волка и прилетела обратно в поселок, к нам в группу.*
2. Артикуляция звука – дети садятся на стулья у доски. Педагог раздает каждому для работы зеркала. - Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (в-в-в) - А как утром? (вь-вь-вь) - А как выл голодный волк? (в-в-в) Вот с каким интересным звуком мы с вами сегодня познакомились. Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю губу немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать. Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами. - Какой звук научились произносить? Давайте произнесем этот звук вороне Вере (дети повторяют звуки [в и вь]).
3. Работа с картинками. Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). Просит назвать предметы на картинках. - Ребята, скажите так, чтобы я и ворона Вера услышали песенку вьюги [в и вь]. Например: вь-вь-ведро. - А какая картинка здесь лишняя? (стул). Почему? (в этом слове нет песенки вьюги). - А сейчас проведем такое упражнение – нужно определить первый звук в этих словах (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь).
4.Физкультминутка – игра «Снежки» (педагог раздает детям ватный комки). - Ребята, давайте поиграем в снежки. Играть будем так: надо дуть на снежки так, чтобы они слетели далеко с вашей ладони. Посмотрите, как я это буду делать. Вдох носом, а затем силой дуем на снежинку (игра детей). - Для чего мы с вами учимся правильно и сильно дышать? (чтобы научиться правильно и чисто выговаривать звуки).
5.Игра «Найди песенку вьюги» - дети садятся на стулья. - Ворона Вера принесла нам картинки, чтобы поиграть в игру «Найди песенку вьюги». Педагог раздает каждому ребенку картинки, но кладет их на ладошки детей картинками вниз. Просит их, чтобы никто не подсматривал, какую картинку ему дали. По сигналу педагога дети переворачивают картинки, проговаривают про себя название предмета, которое изображено на картинке, и определяет - есть ли песенка вьюги в этом слове. - Ребята, у кого есть песенка вьюги в слове, кто услышал эту песенку, выходите к доске и покажите картинку всем ребятам. Скажите свое слово так, чтобы мы услышали песенку вьюги. Проводится проверка всех слов со всеми детьми.
III. Итог. Показ схемы звуков [в]и [вь](маленькое и большое дерево). - Ребята, ворона Вера нарисовала картинки вьюги, они разные. Как вы думаете, на этой картинке (большое дерево) как вьюга воет? (сильно – в-в-в) - Почему вы так думаете? (нарисовано большое дерево). Задается вопрос по другой картинке, где изображено маленькое дерево. Затем все хором поют песенку вьюги: в-в-в и вь-вь-вь. Вере очень понравилось, как вы ребята занимались на этом занятии. И она обещает, что еще раз прилетит к нам в гости. Давайте скажем ей все вместе «До свидания!» Дети прощаются с вороной Верой. Педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии. Занятие заканчивается.
|