Программа воспитания "Познай мир" для детей 7-10 лет
(26.9 Kb)
19.03.2013, 22:14
Сучкова Елена Николаевна
учитель начальных классов МБОУ "Кромская начальная общеобразовательная школа"
МБОУ «Кромская начальная общеобразовательная школа»
п.Кромы, Орловская область
Программа воспитания
«Познай мир»
Возраст детей – 7 -10 лет
Срок реализации программы – 4 года
Автор программы:
Сучкова Е.Н. – учитель начальных классов,
классный руководитель.
Пояснительная записка.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, ученика как личности с учетом его индивидуальных особенностей. Педагогика обращается во все времена к вечным проблемам: чему, как, для чего учить, как помочь детям в понимании себя и окружающих людей. По мнению ряда специалистов в области образования, одной из основных бед современной школы является то, что, нагружая обучающихся массой предметных знаний, она не в состоянии дать четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практике принятия решения в экстремальных ситуаций и т.д. Это определяет огромную ответственную задачу, выполняемую классными руководителями в школе. Ведь большая роль в воспитании человека, превращение его в личность гуманную, эмоционально развитую, стремящуюся познать окружающий мир, способную к сотрудничеству с другими людьми, горячо любящую свою Родину – отводится (принадлежит) классному руководителю.
Об актуальности и необходимости активизации воспитательного потенциала в настоящее время, на изломе эпох, политической и морально- нравственной нестабильности общества, свидетельствует мудрое изречение, пришедшее с Востока: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.»
В связи с этим в образовательных учреждениях (особенно в начальных школах, обучающих детей наиболее сенситивного периода, открытых для диалога) актуальны и необходимы программы воспитывающей деятельности. В программе «Познай мир» заключен значительный воспитательный потенциал, дающий возможность подрастающему поколению осознать себя как личность, и главное – сформировать умения и навыки общения в коллективе, проявления активной жизненной позиции, потребность самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях.
Данная программа рассчитана на младших школьников, срок ее реализации 4 года.
Цель программы:
- создание условий для самопознания и самосовершенствования;
- формирования и становления активной социальной и гражданской позиции личности ребенка, развитие творческих способностей;
Задачи:
- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- формирование навыков здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- воспитание патриотизма и высоконравственного, образованного, духовно-богатого, трудолюбивого, любящего свое Отечество гражданина;
- развитие познавательной активности учащихся;
- обучение детей уважительному и толерантному общению;
- создание условий для самореализации, раскрытие и развития творческих способностей и возможностей личности;
Практическая значимость программы «Познай мир» заключается в том, что при полной реализации предусмотренных форм деятельности, мероприятий в классном коллективе произойдет:
• повышение духовно – нравственного, творческого потенциала детей;
• уменьшение риска попадания детей в различные экстремальные ситуации вследствие знания и соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
• ориентация на бережное отношение к окружающему миру, сохранение и передачу исторической памяти и культурного наследия;
Реализация цели и решение задач данной программы осуществляется на основе следующих педагогических принципов:
1. Единство обучения, воспитания, развития.
2. Развитие индивидуальности каждого обучающегося.
3. Конструирование ситуации успеха для воспитанников.
4. Творческое сотрудничество, гармония личностных установок, приводящее к отношениям партнерства «педагог - обучающийся».
5. Соответствие содержания программы возрастным особенностям детей.
6. Признание права каждого ребенка на свободное самоопределение, свободу выбора форм деятельности.
Отличительные особенности программы:
Обучающиеся младшего школьного возраста вовлекаются взрослыми в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, это и определило создание программы воспитания «Познай мир». Само название программы определяет ее идею: ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, любви к своей Родине, милосердие, культуре общения.
Этапы реализации программы:
- предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации программы с учетом его возможностей;
- организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников;
- разработка годового плана дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей детей;
Прогнозируемые результаты деятельности по программе:
Знания:
- о простейших способах укрепления здоровья;
- правила поведения в общественных местах, дома, на природе;
- основы безопасной жизнедеятельности;
- основные сведения о родном крае;
- общие сведения о пионерской организации;
- формах взаимодействия между собой в коллективе;
Умения:
- применять на практике полученные знания по выбранным направлениям деятельности;
- вести совместную работу со сверстниками, старшими;
- ориентироваться в экстремальных ситуациях;
- организовывать игровую деятельность;
Формирующиеся качества личности:
Нравственные:
- умение делать выбор;
- ответственность за порученное дело, поступок, выбор;
- уважение к чужому мнению;
- соотнесение своих желаний с желаниями других людей;
Коммуникативные:
- общительность, контактность;
- инициативность в общении;
- дружелюбие и отзывчивость;
Интеллектуальные:
- развитие познавательной активности;
- открытость к восприятию новой информации;
Эмоционально-волевые:
- самостоятельность;
- дисциплинированность;
- уверенность себе;
- умение владеть собой в различных ситуациях;
Способы проверки результатов:
- Психолого-педагогическая диагностика знаний, умений и навыков;
- Итоги участия в школьных, районных, областных мероприятиях;
- Формы контроля формирования личностных качеств (соблюдение норм коллективной жизни, открытое и терпимое отношение друг с другом, психологическая адаптация);
- Определение, анализ уровня воспитанности обучающихся в классном коллективе;
Условия реализации
программы
Для успешной реализации целей, задач, содержания программы необходимы следующие материально-технические средства:
- спортивный инвентарь (при организации спортивно-массовых мероприятий)
- канцелярские товары (при проведении конкурсов рисунков, изготовлении поделок)
- магнитофон, запись детских песен (при проведении мероприятий)
- литература (детские книги, при проведении литературных вечеров)
Дидактическое обеспечение:
- сценарии праздников, конкурсов, викторин и т.д.
- конспекты классных часов
Содержание программы
Направления работы
по программе:
«С чего начинается Родина?»
«Позабудь, про докторов!»
«Доброе начало»
С чего начинается Родина?
Цель:
- воспитать гражданское самосознание и причастность к родным истокам;
- сформировать у детей представление о культурных, духовных, исторических, природных ценностях окружающего мира;
Задачи:
- воспитание осознания значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
- расширить знания обучающихся о Родине, своем родном крае;
- формирование представления о русской национальной культуре;
- приобщение детей к природному, историческому, культурному и духовному наследию России и Орловского края;
Содержание работы:
Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважения к историческому, культурному и т.д. наследию своей Родины. Ведь самое дорогое и святое, что есть в жизни человека – это родина. Наш поселок – лишь маленькая капелька в масштабах страны, его с трудом найдешь на карте, но он в сердце всех, родившихся и выросших здесь. Кромы – это капелька нашей могучей родины, а в душе каждый человек – гражданин, горячо любящий свою Родину. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможность познания окружающего мира и родного края, проявления и развития патриотических и гражданских качеств личности.
Теоретические знания:
Основы экологических знаний. Взаимодействие человека и окружающей среды. Россия – наша родина. Государственные Символы РФ. Понятия «гражданство», «патриотизм». Поэты и писатели Орловщины. Растительный и животный мир Родины.
Традиции русского народа.
- тематические классные часы, беседы;
- праздники, конкурсы, ролевые игры;
- встречи с интересными людьми;
- изготовление кормушек, скворечников;
- организация выставок творческих работ;
- знакомство с Государственными Символами РФ;
- коллективно-творческие игры «Люби и знай Орловский край»;
- поэты и писатели Орловщины;
- игровая программа «Осенний калейдоскоп»;
- фольклорные праздники «Святки», «Масленица» и др.
Результат деятельности по направлению:
- формирование у детей гражданской - патриотической позиции по отношению к родному краю;
- приобщение детей к природному, историческому, культурному и духовному наследию России и Орловского края;
- расширение знаний о русской национальной культуре;
Позабудь, про докторов!
Цель:
Оказание помощи ребенку в осознании и присвоении ценностных отношений к здоровью человека и формирования у него навыков здорового образа жизни, представлений о безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
- формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью;
- формирование и освоение навыков безопасной жизнедеятельности;
- формирования знаний, умений и навыков организации досуга, способствующего укреплению здоровья;
- уменьшение риска попадания детей в различные экстремальные ситуации вследствие знания и соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
Содержание работы:
Привлекательность здорового образа жизни демонстрируется возможностью достижения успеха в интеллектуальном, творческом, культурным, спортивным и других способах организации досуга. В течение срока реализации программы интересы и деятельность ребенка организуется целенаправленно созданных пространствах: обучающем, ознакомительном, игровом, информационным. Программа реализуется с привлечением спортивных и культурно – оздоровительных объектов, кружков, библиотек. Для достижения положительного результата создается в коллективе доброжелательно – творческая атмосфера.
Теоретические знания:
Что такое ЗОЖ. Основные составляющие ЗОЖ. Режим дня. Гигиенические навыки. Физическое и психическое здоровья человека. Вредные привычки. Спорт любить – здоровым быть!
Изучение правил безопасной жизнедеятельности. Поведение в экстремальных ситуаций. Организация встреч с медицинскими работниками, психологом.
- тематические классные часы, беседы;
- праздники, конкурсы, ролевые игры;
- спортивные соревнования;
- разучивание подвижных игр, эстафет;
- часы и дни здоровья;
- организация и проведения конкурсов игровых программ на тему здорового образа жизни;
- встреча с медицинскими работниками, инспектором ГБДД;
- выставка рисунков по данной тематике;
Результат деятельности по направлению:
- освоение навыков безопасной жизнедеятельности;
- осознание ценности здоровья как непременного условия достижения успеха жизни;
- формирование интереса ребенка к здоровому образу жизни; - усвоение информации о ЗОЖ и приобретение навыков ведения ЗОЖ;
Доброе начало.
Цель:
Содействие творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах деятельности.
Задачи:
- создание условий для реализации социальной и творческой активности детей;
- воспитание нравственных качеств ребенка;
- развитие способностей посредством вовлечения детей в разнообразную творческую и игровую деятельность;
- воспитание трудолюбия;
Содержание работы:
Работа по этому направлению предусматривает создания условий для проявления разнообразных способностей детей, воспитание нравственных качеств личности, приобщение ребенка к трудовой и игровой деятельности, все стороннее развитие детей средствами КТД. Уникальным видом сотрудничества является совместная игра. Психологи считают, что подлинно демократические отношения возможны только в игре. В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Являясь частью досуга, игры во все времена давали возможность на время погрузиться в радостную атмосферу. А основной функцией народных игр является воспитание, развивается мышление, воображение, активность, инициатива.
Теоретические знания:
Понятия КТД. Вида КТД - интеллектуальные, трудовые и т.д. Стили общения. Взаимодействие в коллективе.
Игротека: народные игры.
- тематические классные часы, беседы;
- праздники, конкурсы, ролевые игры;
- операции «Живи книга», «Кормушка», «Чистота в классе»;
- концерты для родителей;
- встреча с людьми интересных профессий;
- изготовление подарков своими руками;
- выставка рисунков;
Результат деятельности по направлению:
- развитие творческой активности детей;
- формирование нравственных качеств характера;
- формирование сознательного отношения к трудовой деятельности;
- получение детьми опыта коллективной и индивидуальной работы;
Весь текст материала находится в приложенном файле
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.