Логопедическая тема: Анализ и синтез предложений. Лексическая тема: Профессии. Грамматическая тема: Раздельное написание предлогов. Цель: анализировать и синтезировать предложения. Задачи: 1. Коррекционные: -развивать умение анализа предложений; -развивать умение конструировать предложения из слов; -активизировать словарь по теме «Профессии». 2. Образовательные: -повторить правило раздельного написания предлогов с существительными; -уточнить представления учащихся о порядке слов в предложениях; -развивать основные психические функции. 3. Воспитательные: -вырабатывать усидчивость; -формировать умение слушать логопеда и товарищей; -развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: 1. сюжетные картинки 2. карточки с цифрами 3. карточки со словами 4. наборы для составления схем.
Ход занятия: I. Орг. момент -Здравствуйте! Посмотрите на доску. Что вы видите? (предложения, текст) -Почему нельзя назвать текстом? (нет единого смысла)
II. Сообщение темы -Сегодня мы будем работать с простыми распространенными предложениями. -Что выражает предложение? (законченную мысль)
III. Основная часть 1. -Посмотрите на доску, рассмотрите картинку №1. Составьте предложение по этой картинке. (Часовщик чинит часы) -Посчитайте сколько слов в этом предложении? (3) -Каким по счету стоит слово чинит в предложении? (2) -Посмотрите на картинку №2. Составьте предложение. (Маляр красит крышу дома.) -Посчитайте слова (4). -Каким по счету стоит слово крышу? (3)
2. -Посчитайте слова в предложении и поднимите соответствующую карточку. Не забудьте что предлог-это слово. Аптекарь продает лекарства. Врач выписывает больному рецепт. Учитель объясняет ученикам новый материал. Балерина танцует в театре. -Составьте схему последнего предложения.
3. -Поиграем в волшебников. У нас есть маленькое предложение, нам надо превратить его в большое и красивое. -Сколько слов в предложении Повар готовит?(2) -Какой повар готовит? (умелый) -Что повар готовит? (обед) -Какой обед? (вкусный) -Готовит для кого? (для ребят) -Скажите предложение, которое у нас получилось (Умелый повар готовит вкусный обед для ребят.) -Сколько слов в этом предложении? (7) -Вы настоящие волшебники и не забыли про предлог, назовите его. (для) -А теперь попробуем наоборот: превратим большое предложение в маленькое. Талантливый художник пишет море на холсте. -Выделите основную мысль. (Художник рисует) Известный писатель пишет интересную книгу о животных.-Писатель пишет. Популярный певец поет для зрителей.-Певец поет.
4. –Составьте свое предложение по теме «Профессии» -У кого в предложении есть предлог? как напишем предлог с существительным? -Почему? (между предлогом и существительным можно вставить слово и вопрос) Запишите предложение в тетрадь и составьте схему предложения.
5. На доске схемы предложений. . .
-Составьте предложения по этим схемам на тему урока.
6. Работа на карточках. -Составьте из слов предложение. Топор, умело, плотник, и, владеет, рубанок Сняться, в, фильме, актер, интересный Воспитатель, сад, в, работает, детский (Устно, запись в тетрадь) -Сколько слов в предложении? -Назовите предлог, обведите в кружок.
7. -Сейчас нам надо помочь спортивному комментатору, у него все перепуталось. -Что делает спортивный комментатор? -Вам нужно расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Схемы предложений нам в этом помогут. Текст «Футбольный матч» 1. . 2. где?. 3. какой? . 4. как? куда?. Следует ловкий удар. Игра началась. Мяч стремительно летит в ворота. Мяч носится по полю. -Пронумеруйте предложения. Прочитайте что получилось. Запишите текст в тетрадь.
IV. Итог -С какими предложениями мы работали? Что делали с ними? Запишите дом.зад. придумать и записать предложение по теме «Профессии».
|