Комплексное занятие в подготовительном классе по теме:
"Число и цифра 5. Звери (программа
"Школа-2100")
Бузаева Марина Александровна
учитель начальных классов, М
БОУ "Молчановская средняя общеобразовательная школа № 1", с.
Молчаново, Томская обл.
На данном занятии и на всех
своих занятиях я стараюсь, прежде всего, реализовывать принцип психологической
комфортности.
"Ничему меня не научит, //То,
что тычет, талдычит, жучит…”(Б.А.Слуцкий).
Основные задачи:
формирование мотивации
учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость
общения и творчества;
увеличение объёма внимания и
памяти;
развитие речи, умения
доказывать и аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;
обогащать словарный запас;
развитие образного мышления,
фантазии, воображения, творческих способностей;
выработка умения владеть
волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами других (окружающих);
формировать умения
планировать свои действия;
формировать навыки самооценки
(способствует этому итог занятия; рефлексия.)
Тема занятия. Число и
цифра 5. Звери.
Цель:
познакомить с образованием
числа 5, с цифрой 5;
закрепить знание цифр 1-4,
уточнить пространственные отношения впереди, сзади;
закреплять количественный и
порядковый счёт;
развивать речь в процессе
инсценировки сказки "Теремок”;
закрепить понятия длинные и
короткие слова, части слова;
развивать мышление, память,
мелкую моторику рук;
воспитывать чувство
товарищества, взаимопомощи и любовь к природе и всему живому.
Форма работы:
учебно-познавательная совместная деятельность.
Принципы и методы,
применяемые на занятии: связь с жизнью, опора на личный опыт детей; овладения
культурой развития; доступность; научность; креативный принцип (думаю, пробую,
ищу ); объяснительно-иллюстративный метод. Возрастные особенности детей 5-6 лет
требуют использование игровой формы деятельности. Знакомство с новым материалом
осуществляется на основе деятельностного подхода (поисковый метод ). Педагогика
сотрудничества на протяжении всего занятия.
Средства: беседа,
диалогическая и монологическая речь, иллюстрации, приём ответа "на ухо”
Ш.А.Амонашвили.
В группе 18 детей. Есть дети,
которые вообще не посещали детский сад. Двое детей с общим недоразвитием речи,
1 ребёнок заикается, 1- имеет слабый слух; у 5 – слабо развита моторика, 1-
левша. В группе есть меланхолики, флегматики и сангвиники. Внимание преобладает
непроизвольное, неустойчивое, рассеянное. Мышление наглядно-образное. Память
эмоционально-словесная, кратковременная. Речь простая, ответы детей в основном,
состоящие из одного-двух слов, но при этом деятельность детей отвечает их
эмоциональным интересам.
ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ
МАТЕРИАЛ:
театр из бумаги "Теремок”,
картинки зверей лесных, цифры
от 1 до 5,
счётные палочки,
картинки детёнышей зверей для
штриховки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Календарь (день недели,
месяц, время года).
- Ребята, сегодня мы с вами
отправимся в лес.
- Какой сейчас лес?
(изменения в природе)
- Кто живёт в лесу?
- Как называют зверей,
которые живут в лесу? (дикие)
- Отгадайте по
загадке-описанию, какие звери нам могут встретиться.
- Мордочка у неё хитрая, усы
длинные, уши острые, шёрстка рыжая, мохнатая, лапки с ноготками, хвостик
пушистый. (Лиса). На доску выставляется картинка лисы. Предлагается детям
придумать и загадать загадки-описания о других животных.
ЗАГАДКИ.
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам
боится. (Заяц).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк).
А как называются дети зверей?
(Детёныши).
ИГРА "Назови детёнышей”.
- Кто детёныши у волка, лисы,
зайца, медведя?
- Ребята, с ними приключилось
несчастье. Они потеряли своих родителей. Помогите им их отыскать. Для этого
нужно им раскрасить или заштриховать шубку таким цветом, как шубка у их
родителей.
ФИЗМИНУТКА.
"Строгаем карандаш” Лошадки
Вот помощники мои.
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
- А каким цветом вы это
будете делать, каждый из вас мне скажет "на ухо”. (У каждого ребёнка заранее
приготовленный трафарет детёныша для штриховки). Самостоятельная работа детей.
- А теперь вспомните, как эти
животные передвигаются?
ИГРА "Кто как передвигается?”
Медведь …(переваливается,
лазает, бегает, плавает, ходит)
Заяц…….(прыгает, скачет,
бегает).
Волк, лиса…( бегают,
крадутся). Дети изображают движение зверей и относят детёнышей
родителям.(Соотносят картинки и прикрепляют рядом).
ИГРА "Назови родителей”.
- Назовите "папу” и "маму”
волчонка, лисёнка, медвежонка?
Шли мы с вами по лесочку, а
на пути нам встретился …теремок (на доске открывается картинка).
- Как вы думаете, что это за
теремок? (Сказочный). Каким вам представляется этот теремок?
- А если б в нём жили
великаны? (Терем, теремище).
- Какие бывают слова?
(Длинные и короткие).
- Определите слово теремок
какое ? (Длинное. Доказывают почему). В слове 3 части.
- Вы знаете эту сказку?
Сейчас я это проверю.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живет?
Я мышка….(норушка).
Я лягушка….(квакушка).
Я зайчик …..(побегайчик).
Я лисичка ….(сестричка).
Я волк …(зубами щёлк).
Открывается занавес. Дети
выбирают героев и инсценируют сказку.
- А почему в нашем теремке
нет лягушки? (Она уже в это время года спит).
4. - Посчитаем сколько зверей
в нашем теремке? (4).
- Какой цифрой обозначим?
(4). Выставляется на доску цифра 4.
- Какие цифры стоят впереди
4? (1,2,3). Расставляем по порядку и вспоминаем стихи о цифрах:
Вот один иль единица очень
тонкая, как спица.
А вот это цифра 2, полюбуйся
какова
Выгибает 2 шею, волочится
хвост за нею.
Тройка 3 из значков, состоит
из двух крючков.
Ставим стульчик вверх ногами
и четвёрка перед вами.
- Кто пришёл последним в
теремок? (Медведь)
- Сколько стало зверей? (5).
Какой цифрой обозначим? (Цифрой 5).
Показываю цифру 5.
На что похожа цифра 5?
Разучиваем стих о цифре
"А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
ЗАДАНИЯ:
Выложите столько палочек,
чтобы их количество соответствовало цифре 5.
Выложи цифру "пять” из палочек.
Напиши цифру в воздухе под
счёт "раз-и, два-и”.
5. Физминутка.
ЗАЙЧИК.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайчик прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
НА разминку всех зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не
мёрзли лапки.
- Что произошло с теремком?
(развалился).
- Подберем синонимы …рухнул,
рассыпался, покатились, развалился.
- Почему это произошло?
ИГРА "Сравни зверей”.
Лисята перепутали цифры.
Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.
- На сколько каждое следующее
больше предыдущего? (на 1).
- Сколько в семье лис лисят,
волков волчат, медведей медвежат, зайцев зайчат?( обозначение соответствующей
цифрой).
- Почему у всех много, а у
медведей мало детёнышей? (рождается только 2-3).
- Назовите пятый день недели.
(повторение по порядку дней недели).
ИТОГ.
Наше прогулка по лесу
подходит к концу. Пора возвращаться.
- С кем мы сегодня
встречались ? Кому помогали? Что нового узнали?
- Ребята, у кого во время
прогулки было вот такое настроение(на доску вывешивается портрет весёлого
человечка), а у кого такое (грустное лицо). Прошу детей встать под портреты.
Спрашиваю почему?
Все старались сегодня как-то
себя проявить: слушали, отвечали, играли, думали, штриховали. Спасибо всем.
Молодцы. (Раздаю медали).
|