Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Раздел: "Подготовка к грамоте".
Тема"Зимовье зверей"
Программные задачи:
1.Учить детей проводить звуковой анализ слов.
2.Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3.Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
4.Активизировать в словаре детей глаголы (мяукает, кукарекает, блеет и т.д.)
5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Материал:
Дем-ый: Дид. игра «Назови слова», дид. игра "Огоньки", картина – схема «дым», фишки синего, зеленого, красного цвета, указка.
Разд–ый: картинки – схемы «дым», фишки синего, зеленого, красного цвета.
Методы и приемы:
Художественное слово, вопросы, указания, оценка, дидактическая игра, образец, показ иллюстраций, объяснение, пояснение.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
В: Возле леса на опушке
Звери строят там избушку.
Злых гостей не ждут они,
Их прогонят дружно.
Угадайте без подсказки
Название этой сказки?
Д: Зимовье
В: Как выпонимаете, что такое зимовье?
Д: Это дом, в котором можно перезимовать.
В: Отгадайте дети о каком звере из сказки зимовье идет речь.
- розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком (свинья)
- большой, рогатый, мычит, хвост метлой (бык)
- маленький, горластый, яркий, разноцветный (петух)
- пушистый, ловкий, усатый (кот)
- кудрявый, бодатый, блеет страшным голосом (баран)
2. Дид. упр. «Кто какие звуки издает?»
Кот – мяукает, петух – кукарекает и т. д.
3.Дид. игра «Огоньки»
В: Как вы думаете, почему звери решили строить зимовье?
Д: Потому что пришла поздняя осень, стало холодно.
В: Каждый зверь выполнял свою работу и говорить им было некогда. Они общались с помощью сигналов. Я вам буду называть звуки, а вы поднимайте кружок нужного цвета (синий или зеленый). Если я назову твердого братца - твердый согласный звук, кружок какого цвета вы поднимите?
Д: Синий
В:Если я назову мягкого братца - мягкий согласный звук, кружок какого цвета вы поднимите?
Д: Зеленый
(В-ль называет звуки, дети поднимают фишки.)
4. В: Выбрали друзья в лесу место посуше. Натаскали дров, наготовили запасов. Пришла лютая зима. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Почему?
Д: Они печку топили.
Звуковой анализ слова «дым».
В: Как выдумаете сколько звуков в слове "дым"?
Д: Три звука.
В: Как вы узнали?
Д: Сколько клеточек, столько и звуков.
В: Положите перед собой карточку для звукового анализа. Возьмите в руки указки. Поставьте указку на начало слова. Скажите слово так, чтобы услышали первый звук. Задержите указку под первой клеточкой. Назовите первый звук.
Д: Первый звук "д".
В: Давайте попробуем спеть и потянуть звук "д".
Д: Мешают зубки, не поется.
В: Как называются звуки, которые нельзя спеть, мешают губки или зубки?
Д: Согласные
В: Подумайте это твердый или мягкий согласный звук?
Д: Твердый
В: Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук?
Д: Синей фишкой и т.д. все звуки
5.Физкультминутка.
Я, как белка в колесе,
Прыгаю на месте,
Чтобы было веселей
— Поскакали вместе. Дети совершают прыжки на месте.
Раз, два, три, четыре, пять
— Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5 раз.
Прыгать серенький горазд
— Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.
6.Дид. игра «Живые звуки».
Дети берут на себя роль звуков.
В: Звук назови себя?
Раз, два, три, четыре, пять - звуки пошли гулять. (Звучит музыка, дети танцуют)
Раз, два, три - место свое займи.
Дети читают получившееся слово.
7.Дид. упр. "Наведем порядок"
В: Давайте поможем навести порядок в зимовье. Уберите фишку, которой мы обозначили звук "д".
(Один ребенок работает у доски, а остальные дети на своих местах.)
8.Дид. упр. «Назови слова» со звуком «р», «р».
В: В зимовье у зверей стоит мебель, в названии которой слышатся звуки «р», «р».
9.Подведение итога.
Литература:
Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991
|