Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Автор: Лапина Наталья Владимировна
Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Должность: воспитатель
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Продуктивная деятельность».
Задачи:
«Познание»:
- обогатить знания детей о птицах и жизни диких животных зимой (чем питаются звери, как находят себе пищу, как готовятся к зиме)
- воспитывать у детей наблюдательность за повадками животных и птиц.
«Социализация»:
- развивать умение детей договариваться между собой;
- формировать умение оказывать помощь окружающим.
«Коммуникация»:
- активизировать речь детей: шатун, мышковать, стая волков, чудный лес;
- упражнять детей в умение согласовывать прилагательные с существительным в роде;
- совершенствовать связную речь (совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения).
«Чтение художественной литературы»:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;
- развивать эстетическое восприятие, воображение, поэтический слух.
«Физическая культура»:
-развивать у детей мелкую моторику рук;
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредствам физкультминутки подвижных игр.
«Безопасность»:
-формировать навыки культурного поведения в природе: (не шуметь в лесу, не загрязнять окружающую природу).
«Труд» :
-развивать у детей трудовые навыки при подготовке и уборке своего рабочего места.
«Здоровье»:
- формировать умение одеваться по погоде.
«Музыка»:
-развивать способность эмоционально воспринимать музыку;
- развивать песенный музыкальный вкус.
«Продуктивная деятельность»:
- формировать умение детей составлять выразительную композицию «Зимний лес», распределяя образы предметов на плоскости полотна в соответствии с их размером, величиной, цветом;
- закреплять умение использовать в аппликации нетрадиционные методы (метод обрывания, ниткография) и материалы;
- закреплять приемы скатывания, расплющивания, деления на части пластилина при лепке птиц, передавая особенности внешнего вида.
Материалы: музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки: плакаты с изображением зверей в зимнем лесу, макеты елок, деревьев, птиц; тонированный ватман, клей, кисти, силуэты фигурок зверей из картона, салфетки, манка, заварка чая, кусочки шерсти, бархатная бумага, вата, пластилин, дощечки для лепки, стеки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, диких животных, беседы, чтение художественной литературы, занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальные занятия.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход образовательной деятельности.
Вступительная часть. Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в сказочном лесу, в настоящем зимнем царстве. Здесь мы повстречаем разных птиц и зверей. Хотите прогуляться по зимнему лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Как нужно одеться для прогулки в зимнем лесу?(дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Правильно. На улице мороз и необходимо одеваться тепло, а то можно простудиться.
Воспитатель: Вы только посмотрите по сторонам!
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь». Слышите, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.
Посмотрите – кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка.
Долго наблюдаем мы за ней,
Как она мелькает меж ветвей.
Плавно опустилась на сучок,
Замерла, как белый паучок.
Проводится дыхательное упражнение «Аромат».
Воспитатель: Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Скажите, какие снежинки?
Дети: Снежинки белые, холодные, пушистые, резные…
Воспитатель: Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю ее (не спеша нюхает «снежинку» несколько раз, делая шумные вдохи и выдохи). Понюхав последний раз, выдыхая, произносит:
-Ах! Аромат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Основная часть.
Воспитатель: Тишина в зимнем царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете, дети? Чем пахнет в зимнем лесу?
Дети: Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой…
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что за птицы сидят на ветках?
Дети: Снегири.
Проводится логоритмическое упражнение Н. Нищевой «Снегири».
Вот на ветках, посмотри Дети 4 раза хлопают руками по бокам.
В красных майках снегири. 4 наклона головы
Распустили перышки, Частое потряхивание руками
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головы в стороны
Улететь хотят. Убегают на свои места.
Воспитатель: Ребята, каких еще зимующих птиц вы знаете? Как помочь птицам перезимовать?
Дети: Надо их подкармливать, вешать кормушки.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Не слышно в лесу веселого щебетания птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас холодно. Но до этого всю осень звери трудились – утепляли себе норки, делали запасы на зиму, меняли шубки. Хотите посмотреть, как зимуют звери?
Дети: Хотим.
Воспитатель подходит к «сугробу» - берлоге медведя.
Воспитатель: Кто там в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладет всегда.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем разбудить медведя?
Дети: Нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку, и тревожить их нельзя. Медведь-шатун очень опасен.
Дети исполняют песню «Почему медведь спит зимой?»
Воспитатель: Какие еще звери спят зимой?
Дети: Барсуки, ежи, сурки, насекомые
Воспитатель: Светки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
Дети: Белка.
Воспитатель: А вы знаете, где у белочки домик? (В дупле на дереве или белка делает сама из веток в виде шара). А как белка готовится к зиме?
Дети: Белка утепляет жилище, делает запасы на зиму (сушит грибы, ягоды, собирает шишки, орехи).
Дети рассказывают стихотворение «Беличья память».
Воспитатель: Прыг- скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза – с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и на лето.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Скажите, ребята, как готовятся зайцы к зиме?
Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков, лис. Зимняя шубка гуще и теплее, чем бурая, летняя.
Воспитатель: Сразу ли зайцы становятся белыми?
Дети: Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом белеют задние ноги, а через неделю побелеет весь.
Воспитатель: Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы на зиму?
Дети: Зайцы не делают запасов на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега.
Воспитатель: За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара.
Дети: Лиса.
Воспитатель: Что значит, лисичка зимой мышкует?
Дети: Ловит мышей. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, где под снегом пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется и поймает мышку.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ребята. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы».
Игра «Лиса и зайцы».
Воспитатель: Ребята, а как зимуют волки?
Дети: Волки живут стаями в логове. Они охотятся на животных. Своим воем «сообщают» другим волкам о добыче или об опасности. Ходят волки след в след, как будто прошел один волк.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот побывали мы с вами в зимнем лесу, вспомнили и посмотрели, как зимуют птицы и звери. А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой? (Да.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам на память о нашей прогулке сделать картину. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте подумаем, что мы могли бы изобразить на ней.
Дети предлагают варианты образов к картине.
Воспитатель: Будут ли на нашей картине земля, небо, кустарники или деревья? Каких обитателей мы поселим на нашу картину?
Дети: Изобразим лес, белку. Зайца, птиц, лису…
Воспитатель: Где будут располагаться наши животные, деревья? (ответы).
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Воспитатель: Подумайте и решите, кто какие фигуры будет вырезать, каким способом? Дети распределяют между собой работу.
Практическая часть.
Во время работы воспитатель помогает детям советом, вопросами: «Вспомни как «сделать» шубку зайца пушистой? (посыпать силуэт зайца манкой.) Какой материал можно использовать для медведя? (заварка чая) Лису можно вырезать из бархатной бумаги, а кончик хвоста и грудку «распушить» из ваты. Волка аппликацией способом «обрывания». Для белки можно использовать кусочки шерсти. Птиц – из пластилина.
Воспитатель: Вы уже приготовили животных и птиц? Давайте попробуем составить нашу картину. Каких животных мы расположим на переднем плане?
Дети: Зверей большого размера, потому что они расположены близко.
Воспитатель: Что лучше расположить на заднем плане и почему?
Дети отвечают. Воспитатель вместе с детьми рассуждает, что нужно сделать, чтобы получилась красивая картина. Вместе рассматривают полученный пейзаж.
Итоговая часть.
Воспитатель: Дети, вам понравилась картина?
Дети: Да.
Воспитатель: Расскажите, что вам больше всего понравилось на ней и почему? Дети отвечают.
Воспитатель: Мне наша картина очень понравилась! Думаю, что она понравится всем!
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Что за шум? Пойду, посмотрю, кто пришел. Ребята, посмотрите, кто-то принес к нам корзину, а в ней письмо. Читает письмо.
Письмо: «Ребятам старшей группы детского сада «Солнышко» от белок. «Ребята, мы, белки, рады, что вы так много знаете о жизни диких животных в зимнем лесу. Нам понравились ваши песни, стихи, игры. Особое спасибо за картину, которую вы сделали своими руками. В благодарность мы угощаем вас орехами». Воспитатель раздает детям орешки.
Список использованной литературы.
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. – 304с.
2.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,2005 г.-174с.
3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Переверзева И.В. Стихи ирассказы о животном мире. М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.
5. Иванова А.М. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
6. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Волгоград: Учитель,2007.
7. Лысаков В.Г. 1000 загадок. М.: Сталкер, 2006.
|