Книжка для родителей (игры для детей с проблемами в речевом развитии)
Оглавление
1. Игры для развития речи 1.1 Игры для развития звукопроизношения 1.2 Игры для игры для развития фонематического слуха 1.3 Игры для обогащения словаря 1.4 Игры для развития связной речи 2. Игры для развития психологической готовности к школе 2.1 Игры для развития слухового восприятия 2.2 Игры для развития внимания 2.3 Игры для развития памяти 2.4 Игры для развития мышления 2.5 Игры для развития волевых качеств
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
1.1 Игры для развития звукопроизношения. Для того, чтобы ребенок мог произносить чисто и четко звуки, необходимо чтобы язык был подвижным и ловким. Для выработки этих качеств языка, необходимо с ребенком выполнять ежедневно артикуляционную гимнастику. Чтобы гимнастика проходила веселее придумайте «сказку о веселом язычке», включающую нужные вам упражнения. Вот несколько примеров таких «сказок»: 1-я сказка. Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
2-я сказка Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот закрыт, открыт. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. Вот так: языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д». Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.
«Скороговорки» используются на этапе автоматизации Этап автоматизации – ребенок может произносить звук отдельно, но в словах его «теряет» . Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки. Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп. Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Шел Егор через двор С топором чинить забор. Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
1.2 Игры для игры для развития фонематического слуха Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза–коса», «дом–том», «бочка–почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах... Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
«Эхо»
Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение («На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!»). «Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: - Русская красавица своей козою славится. - Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. - Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. - Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил. - Сапоги со шторами. - Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. - За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. - Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. - Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. - Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.
«Починим испорченный телефон» Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
1.3 Игры для обогащения словаря
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.
«Слова»
1-й вариант: Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко. 2-й вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек. 3-й вариант: Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище). а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…, б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей… 4-й вариант: Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать. а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный… «Отвечай быстро!»
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
«Опиши» Перед ребенком ставится любой предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый. Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная) Ребенок должен назвать как можно больше признаков.
«Скажи по-другому» Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге).
"Кто без чего не обойдётся" Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище); Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода); Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед); Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила); Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово); Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты); Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради). «Что снаружи, что внутри?»
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.
1.4 Игры для развития связной речи
Используйте для развития связной речи, все, что ребенок видит вокруг - дома, на улице, в детском саду. Идя, домой, или из дома учите ребенка наблюдать и рассказывать о том, что он видит. "Где начало рассказа?" Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".
"Рассказ по картинке" Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
- О чем эта картинка? - Кто главный герой? - Что происходит? - Какие герои нарисованы на картинке? - Какой у них характер? - Как можно назвать этот рассказ? С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
Игра "Интервью" Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер - тот, кто задает вопросы. Респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить ребенка смело говорить в микрофон. Для этого попросите ребенка что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) родители интервьюируют ребенка, 2) ребенок берет интервью у родителей. Игра "Сочини предложение".
Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. Примечания: 1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. 2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.
2. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ. 2.1 Игры для развития слухового восприятия
Что как звучит.
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
Шумящие коробочки.
Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
2.2 Игры для развития внимания
«Будь внимательнее!» - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду. Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Ухо-нос. По команде «Ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. Съедобное - несъедобное. Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Словесный ряд Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Игра «Что изменилось?».
Могут быть использованы картинки, предметы, одежда детей и аксессуары. Расставляются предметы, раскладываются картинки или игрок рассматривает внимательно, как и во что одеты остальные дети. затем игрок отворачивается или выходит из комнаты, два предмета (картинки) меняются местами или вносится изменение в одежду одного из присутствующих (расстегивается или застегивается пуговица, снимаются или надеваются очки и т. п.). Необходимо обнаружить изменения и привести картину в первоначальный вид.
Помните!!! Причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.
2.3 Игры для развитие памяти Строители. Родитель на глазах у ребенка складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребенок должен как можно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом). Что изменилось? Перед ребенком раскладывают несколько мелких предметов (очень хорошо могут подойти для этой игры фигурки из шоколадных яиц), просят его внимательно посмотреть и запомнить предметы. Затем предлагают малышу закрыть глаза или отвернуться. В это время взрослый убирает или меняет местами фигурки. Открыв глаза, ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Что изменилось?» 10 предметных картинок. Ребенку предлагаются для запоминания 10 реалистических предметных картинок, а затем просят его перечислить за¬помнившиеся картинки по памяти. 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенку медленно зачитываются 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а затем называют по одному слову из каждой пары, ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Рисунки-шпаргалки. Если ребенок затрудняется запомнить и пересказать небольшое произведение. Предложите ему проиллюстрировать текст. Вылепить или нарисовать тот или иной персонаж.
Домашний театр. Так же можно для запоминания произведения, разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа.
2.4 Игры для развития мышления
«Четвертый лишний-1»
Детям предлагается четыре картинки в начале занятия, надо исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для трех остальных, подобрать обобщающее понятие для оставшихся трех предметов; в конце занятия вспомнить и перечислить картинки, нарисовать выделенный предмет.
«Четвертый лишний-2»
Детям предлагается на слух определить, какое слово из четырех предложенных является лишним, и подобрать обобщающее понятие для оставшихся трех, через 30 минут вспомнить и перечислить запомнившиеся слова.
«Найди общее»
Детям предлагаются картинки с изображениями различных предметов одинаковой формы (апельсин, мяч), одинаковой формы разного цвета, одного функционального назначения (инструменты, канцелярские принадлежности), изображение молодой женщины и пожилой и т. д. Ребенок должен определить, что между этими предметами общего.
Упражнение «Что было, что будет»
Ребенку предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор. Колобок не сумел уйти от лисы потому, что: - он был простофилей, - лиса была хитрая, - лиса перехитрила колобка, - лиса съела колобка. Такие варианты можно составить по любой сказке.
2.6 Игры для развития волевых качеств
«Не подглядывай» Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать, пока вы готовите для него новую игру или какой-то сюрприз. Сможет ли он выдержать пять-семь минут такого ожидания? Или по¬пробуйте по очереди строить домик из кубиков, но чтобы ребе¬нок не вмешивался и не пытался помогать, пока вы делаете свою постройку.
«Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите»
ведущий задает играющим разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес запрещенное слово. В этой игре каждый раз приходится задумываться над тем, что можно сказать, а что — нельзя.
«Вопросы без ответов»
Вы задаете ребенку или двум-трем детям по очереди очень простые и смеш¬ные вопросы, на которые хочется сразу ответить: «Вороны лета¬ют? », «Ты мальчик или девочка?». Отвечать на эти вопросы мож¬но только жестами и мимикой.
Так же, для развития волевой готовности, советуем закреплять самостоятельность и ответственность ребенка: - закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение - учить стихи, пересказывать сказки, рассказы
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.