К счастью, прошли те времена, когда ребёнок, отличающийся от других, вызывает суеверный трепет и даже ужас. В частности, леворукость перестала считаться отклонением от нормы, а современные родители не переучивают своё чадо, если вдруг видят ложку или карандаш в левой руке.
На самом деле, о леворукости можно уверенно говорить только к 8 и даже к 12 годам, когда заканчивается созревание левого полушария головного мозга. До сего момента ребёнок может владеть как левой, так и правой рукой. Доказано, что в трёхлетнем возрасте леворуких малышей гораздо больше, чем в пятилетнем возрасте, и всё связано с естественными изменениями организма.
Бить тревогу по поводу активности не той руки не стоит. Хотя, конечно, устройство нашего общества ориентировано больше на правшей, поэтому малочисленная группа леворуких испытывает определённые трудности (лифт, метро, автомобиль, этикет). Лучше не заострять внимание ребёнка на его индивидуальных особенностях, а наблюдать за ним, чтобы вовремя выявить психологические проблемы и помочь с ними справиться.
Стоит помнить, что левую сторону контролирует правое полушарие головного мозга, а это значит, что левши отличаются повышенной ранимостью, чувствительностью, питают склонность к мечтам, являются более тревожными и обидчивыми. Могут они и быстрее утомляться, что необходимо учитывать не только дома, но и в школе.
Как известно, лучше устранять маленькие проблемы, нежели дожидаться, когда из мухи явится слон. Именно поэтому есть организация ЦНС, которая предлагает качественную диагностику, нейрокоррекцию и психотерапию, если в ней есть необходимость. Бояться посещения таких центров не стоит, ведь дети всегда очень уязвимы, а родители часто не знают, как им помочь, хотя очень этого хотят. Иногда достаточно одного визита, чтобы понять суть проблемы и скорректировать свои действия.
Впрочем, не будет лишним изучение особенностей детей, у которых ведущей является именно левая рука. Хоть это и не является ни отклонением, ни вредной привычкой, всё равно подразумевает ряд отличительных черт в поведении, восприятии, а также прочих психических процессов.
Важно запомнить основное правило: переучивать левшу нельзя. Невозможно перестроить работу головного мозга, а ваше добродушное вмешательство может привести к непоправимым последствиям. Демонстрировать уникальность своего ребёнка и подчёркивать его особенность тоже не стоит, ведь детям очень важно быть похожими на своих сверстников. В противном случае, можно получить много проблем, связанных с общением и самооценкой. Ребёнок, чувствующий свою непохожесть, может сильно страдать от этого, даже если не подаёт вида. Это нам кажется, что ведущая рука — не повод для беспокойства. Мир же детей отличается от наших представлений и чаяний.
Леворуким детям сложнее даются пространственные представления, они не сразу усваивают понятия «слева-справа», так что стоит набраться терпения в обучении и не давить на кроху, когда он выдаёт неправильный ответ. Замечено, что такие дети чаще заикаются, когда волнуются или переживают (всё из-за повышенного эмоционального восприятия). Точные науки могут даваться с трудом, зато всё это компенсируется потрясающей креативностью и богатым воображением. Важно, чтобы учитель нашёл индивидуальный подход к ребёнку с учётом его психологических особенностей. Но не стоит каждый раз ходить в школу и жаловаться на педагогов: стоит понимать, что действительно сложно выделять каждого ученика, когда их 30 человек, а на урок отведено всего 40-45 минут. При этом всем надо объяснить новый материл, у всех проверить домашнее задание. Да и организационные моменты никто не отменял.
Если вы уверены, что ваш ребёнок — левша, то отнеситесь к этому с пониманием. Изучите дополнительную литературу, а в случае необходимости обратитесь к специалисту за грамотной консультацией. |