Научно-исследовательский проект
"Может быть картофель источником тока?"
Нашу жизнь невозможно представить без батареек (гальванических элементов). Для многих устройств они являются источниками тока (источниками энергии). Но срок службы этих батареек недолгий. Когда они оказываются выброшенными, то наносят вред окружающей среде, особенно если они повреждены (вытекает электролит и попадает в почву, загрязняет ее).
В Интернете я прочитал о том, что многие ученые работают над созданием новых источников энергии, экологически чистых. Например, на мякоти бананов и апельсиновом соке. Мне стало интересно, можно ли с помощью овощей изготовить источник питания – батарейку. Самым распространенным овощем у нас является картофель. Поэтому я решил создать «картофельную батарейку» и проверить, как ее можно использовать.
Гипотеза: из картофеля можно получить источник питания - батарейку.
Цель работы: получение из картофеля источника питания - батарейку.
Задачи:
Изучить литературу по устройству батареек.
Сконструировать источник питания из картофеля.
Изучить возможности использования картофельной батарейки.
Объект исследования – картофель, предмет - электрическая проводимость картофеля.
Методы исследования: конструирование, эксперимент, анализ.
Основу любой батарейки составляют два электрода (медный и цинковый) и жидкость, проводящая электрический ток – электролит. Тогда можно сделать подобное соединение, используя картофель.
Для проведения эксперимента мне понадобились цинковые и медные пластинки, клубни картофеля, провода, вольтметр, светодиодная лампочка, калькулятор.
В половинку клубня картофеля поместил медную пластинку (это положительный электрод) и цинковую пластинку (это отрицательный электрод), подсодинил к вольтметру, получил значение напряжения 0,24 В.
Затем подключил к «картофельной батарейке» калькулятор – он не работает, подключил светодиод – не светит. Значит, половина клубня картофеля вырабатывает недостаточное напряжение для работы этих устройств.
Соединив пять половинок клубней, получив электрическую цепь, я сделал замер напряжения и получил результат 2,5 В. Следовательно, если соединить несколько картофелин, то напряжение будет больше. Соединив шесть половинок клубней, вновь сделал замер напряжения и получил 2,8 В.
Подсоединил калькулятор – он работает, подключил светодиодную лампочку - она горит.
В ходе работы у меня возник вопрос, сохранится ли напряжение в электрической цепи, если картофель высохнет, т.е. в нем уменьшится количество картофельного сока (электролита). Тогда эту цепь из картофеля я оставил на месяц. Через месяц измерил напряжение 0,54 В. Калькулятор не работал, светодиод не горел. Напряжение в высохшем картофеле меньше, чем в сыром.
Данные эксперимента приведены в таблице.
Кол-во
клубней |
Напряжение, В |
Работает ли
калькулятор |
Горит ли
светодиод |
1 |
0,24 |
- |
- |
5 |
2,5 |
+ |
+ |
6 |
2,8 |
+ |
+ |
5 (сухие) |
0,54 |
- |
- |
Затем я измерил напряжение, которое дает один лимон – 0,48 В. Это напряжение больше, чем у одного клубня картофеля. Потом разрезал лимон на части и измерял напряжение в получившейся электрической цепи. Измерения показали, что напряжение цепи состоящей из пяти частей одного лимона равно 2,28 В. При этом калькулятор работал, светодиод горел. Следовательно, можно использовать один лимон, вместо пяти половинок клубней картофеля.
Результаты эксперимента
Клубень картофеля является источником тока. Напряжение зависит от числа клубней в электрической цепи. Чем больше клубней в цепи, тем больше напряжение в этой цепи. Напряжение в цепи из сырого картофеля больше, чем из сухого. Напряжение одного лимона, больше чем одного клубня картофеля.
|