Научно-исследовательский проект
"Покормите птиц зимой"
1.1. Обоснование актуальности темы исследования.
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них никакого внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, зазеленеют ли наши сады и парки весной. Дятлы и синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама. Трудятся синицы и зимой, выискивая насекомых и их личинок в трещинах коры деревьев.
Наши верные друзья – оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг.
В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.
Самое опасное время для птиц — конец зимы и начало весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени - это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... Гибнут птицы не от холода, а от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!
1.2. Цели и задачи. Методы исследования
Проблема: Как помочь зимующим птицам?
Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?
Объект исследования: птицы, зимующие в наших краях.
Предмет исследования: подкормка птиц.
Цель: организация помощи птицам в зимний период.
Задачи:
1. Изучить разнообразие зимующих птиц.
2. Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.
3. Провести беседу о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, привлечь всех учащихся к данной работе.
4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке и по улице Победы.
5. Вести наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.
6. До конца зимы ухаживать за кормушками и пополнять в них корм.
Гипотеза:
Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что мы насыплем в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.
Методы исследования:
1. Работа с различными источниками информации.
2. Опрос.
3. Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.
4. Наблюдение.
5. Анализ полученных результатов.
Глава 2. Основная часть. Теоретическая часть.
2.1 Виды зимующих птиц.
При изучении различных источники информации, было выяснено, что к зимующим птицам относятся:
Воробей домовый - наиболее распространённый вид рода настоящих воробьёв. Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью.
Синица большая - самая крупная синица нашей страны; размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах, парках и садах. Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
Снегирь обыкновенный - певчая птица рода снегирей. Птица мелких размеров, чуть больше воробья.
Дятел — птица размером с дрозда. Весной и летом дятлы в больших количествах поедают различных насекомых и их личинок. Зимой и осенью преобладают растительные корма, богатые белками — в первую очередь, семена хвойных пород деревьев, орехи и жёлуди. Дятел играет важную роль в экологии леса, так как в большом количестве поедает лесных вредителей и питающихся древесиной насекомых.
2.2. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц.
Для зимней подкормки птиц можно использовать:
1. Просо, овес, пшеница, кукурузные зёрна.
2. Семена подсолнечника ( не жареные).
3. Сало, мясо ( несолёное).
4. Сушеная рябина и боярышник.
5. Семена клена и ясеня.
6. Семена арбуза, тыквы, дыни.
7. Шишки, желуди, орехи.
Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц, а их выводящая система менее эффективна, нежели у млекопитающих, и происходит отравление организма. При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы, чёрный хлеб всегда более влажный, чем белый, имеет повышенную кислотность, что нередко приводит к сильному брожению в кишечнике вплоть до заворота кишок.
Итак, что нельзя давать птицам ни в коем случае? Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.
2.3. Основные правила подкормки птиц.
Птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать! Корм не должен находиться в кормушке постоянно. При кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу.
Рацион птиц должен быть разнообразным. Однообразный рацион вреден для пернатых. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой смерти птицы. Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время.
Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и вечером в одно и то же время. Если строго придерживаться, то птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.
Во время подкормки нельзя сорить, оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
2.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек.
Самый простой вариант кормушки - это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. Смастерить кормушку для птиц своими руками можно также из дерева, фанеры, пластиковых бутылок, пакетов из-под молока, соков и круп, из тыквы, из пустых кокосов, старых автомобильных фар и прочих подручных материалов.
При устройстве кормушек не стоит гнаться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы в кормушках, по возможности, корм был защищен от непогоды. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки.
Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Вешать кормушку лучше всего на южной стороне на высоте 1,5-2 метра. Тем самым мы защитим ее от ветра и снега, в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам.
Глава 2. Практическая часть.
На следующем этапе работы были поставлены следующие задачи:
1. Заготовка корма для птиц.
2 Изготовление кормушек.
3. Подкормка и наблюдение за птицам.
4. Беседа в классе и привлечение всех учащихся к данной работе.
Прежде чем перейти к практической части работы, был проведён опрос среди учеников 3 «В» класса. Они ответили на два вопроса:
Наблюдаете ли вы за птицами?
Подкармливаете ли вы птиц зимой?
Результаты опроса показали, что наблюдают за птицами большинство учеников, а регулярной подкормкой занимаются только трое.
По результатам опроса было принято решение провести беседу с ребятами 3 «В» класса о необходимости и правилах зимней подкормки птиц и привлечь их к данной работе.
Для подкормки птиц был заготовлен следующий корм:
1. Семена подсолнечника.
2. Кукуруза дроблёная.
3. Пшеница дроблёная.
4. Несолёное сало.
С помощью родителей были изготовлены кормушки из разных материалов. В школе были сделаны кормушки из пластиковых бутылок и картонных коробок .Эти кормушки были развешены на пришкольном участке и улице Победы.
Кормушки пополнялись кормом два раза в день. Наблюдения велись ежедневно в течение часа. Все данные, полученные в результате наблюдений были занесены в таблицы.
Наблюдение №1.
Кормушки посещали несколько видов птиц: воробей домовый и синица большая, снегирь, голубь, свиристель.
Вывод:
1. Воробьи зимой полностью зависят от человека и не могут без нашей помощи выжить, так как естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе очень мало.
2. Синицы могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся если предложить им корм.
Наблюдение №2.
Другие виды зимующих птиц кормушки посещали меньше.
Причины: Они чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся снегири, дрозды - рябинники, свиристели, щеглы. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливаются.
Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябина, боярышник и др. Кормушки они не посещают, полностью завися от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма).
Снегири питаются семенами рябины, ясеня, сирени. Они изредка посещают кормушки.
Щеглы питаются семенами сорных трав. На кормушках их вряд ли увидишь.
Вывод: необходимо ещё осенью заготавливать более разнообразный корм для зимней подкормки птиц.
Наблюдение №3.
Частота посещения кормушек увеличивалась с момента их развешивания.
Вывод:
Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц.
Наблюдение №4.
Деревянные кормушки посещало большее количество птиц, чем пластиковые и картонные.
Вывод:
наиболее целесообразно устраивать для птиц деревянные кормушки - они прочные, долговечные и удобны для расположения птиц разного вида.
Кроме численности птиц. был проведён учёт видов кормов и результаты занесены в таблицу.
Наблюдение №5.
Из таблицы видно, что воробьи едят все зерновые виды корма, сало не едят. Большая синица всеядна, но предпочтение отдаёт семечкам и салу.
Вывод: наблюдения дали возможность установить, что универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семечки и хлеб. Вероятно потому, что они содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.
Подтверждение гипотезы:
Видовой состав птиц – посетителей кормушек полностью зависел от корма, использованного для зимней подкормки.
Участие в акции, посвящённой году экологии «Покормите птиц зимой!».
Организатор: Центр Внешкольной работы г. Новоуральска, 2017-2018 уч.г.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
встречать весну. (А.Я. Яшин)
Акция «Покормите птиц зимой»
МАОУ «СОШ №49», учащиеся 3 В и 6 В классов, классный руководитель
3 В класса Торчинская Елена Ивановна.
Количество участников- 25 человек -3 В класса, 6 человек – 6 В класса.
Количество вывешенных кормушек – 23
Улица Фрунзе, район МАОУ «СОШ №49», улица Победы, аллея Славы, район реки Бунарка.
Дата проведения акции – 17 ноября, 2017 года.
Подготовительная работа: создание эскизов кормушек.
первый этап практической части проекта, презентации эскизов «Птичья столовая», второй и третий этапы -изготовление кормушек на уроке технологии с учителем и дома с родителями, изготовление листовок для первоклассников, четвёртый этап -планирование и размещение кормушек.
Пятый этап, самый продолжительный- наблюдение.
Глава 3. Заключение.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучено разнообразие зимующих птиц.
2. Изучены основы зимней подкормки птиц, правила изготовления и размещения кормушек, состав кормов.
3. Проведена беседа с учениками 3 «В» класса о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, ребята привлечены к данной работе.
4. Изготовлены и размещены кормушки на пришкольном участке и по улице Победы.
5. Проведены наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.
6. Проанализированы результаты, полученные в ходе исследования.
Цель работы достигнута:
организована регулярная подкормка птиц в самый сложный период (ноябрь—апрель).
План дальнейшей работы:
1. Продолжить подкормку птиц до появления первой зелени.
2. Осенью начать заготавливать корм для будущей подкормки (зима 2018 -2019 г.).
3. Продолжать заботиться о птицах в следующие сезоны.
|