Научно-исследователький проект
"Мой словарик"
В русском языке около 500 тысяч слов. Сколько из них за свою жизнь усваивает человек? Ученые говорят, что словарный запас первоклассника составляет две тысячи слов. Человек с высшим образованием знает 10 тысяч слов. Чем большим количеством слов владеет человек, тем он образованнее, ему легче общаться с разными людьми, он свободнее понимает читаемую литературу. Поэтому так важно каждому человеку постоянно пополнять свой словарный запас.
И передо мной встает проблема систематического расширения моего словарного запаса. В решении этой проблемы мне помогает словарик толковых слов, который я составляю, встретив незнакомые слова в различных книгах. Мой проект так и называется – «Мой словарик».
Цель моего проекта – раскрыть роль личного толкового словарика в процессе овладения новыми словами на уроках чтения.
Задачи моего проекта:
- Уметь находить новые слова в различных текстах и объяснять их значения.
- Познакомиться с толковыми словарями и научиться работать с ними.
- Составить личный толковый словарик незнакомых слов.
- Познакомиться с различными играми, помогающими усваивать новые слова и активно использовать их в речи.
- Познакомиться с Интернет-ресурсами для детей по данной теме.
Важность и актуальность моего проекта заключается в том, что без выяснения лексического значения незнакомых слов работать дальше над текстом невозможно. Знакомство с новыми словами расширяет мой кругозор, развивает речь и коммуникативные способности человека.
Продуктом моего проекта стал толковый словарик, составленный в ходе работы над текстами на уроках чтения.
Краткий обзор использованной литературы
Словарный запас языка, или просто словарь, или лексикон – это набор слов, которым владеет человек. Он делится на активный запас слов и пассивный. Активный запас слов мы используем постоянно, многие слова мы понимаем, но точного их значения мы не знаем. В повседневном общении мы обходимся всего лишь одной-двумя тысячами слов, хотя пассивный словарь может достигать 20-24 тысяч слов.
Словарный запас отдельного человека стал изучаться учеными недавно, всего лет 30-40. Этот вопрос на сегодня мало изучен. Ученых интересует, как слова организованы в памяти человека, как они действуют в процессах говорения и понимания речи.
Проблемой индивидуального лексикона занимается в наше время доктор филологических наук, профессор Залевская Александра Александровна. Она написала книгу «Слово в лексиконе человека». В этой книге она говорит о том, что способность человека мгновенно понимать собеседника, находить нужное слово в ответ – это великая тайна человеческого сознания, которую еще не открыли ученые. Большое внимание она уделила работе над словом, его значением. Слово должно быть присвоено человеком для того, чтобы активно его использовать в своей речи. Она наметила различные пути усвоения новых слов человеком.
Ученые Михаил Ростиславович Львов и Рамзаева Тамара Григорьевна долгое время изучали проблему развития речи у младших школьников. Они считают, что есть много способов для этого.
1) Работа с орфографическим словарем.
2) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов. Образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ученика.
3) Разбор слова по составу. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет учащимся глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
4) Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
5) Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово.
6) Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов.
7) Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
Все эти виды работ позволят учащимся расширить свой лексикон, сформировать коммуникативные способности.
|