Научно-исследовательский проект «Коса – девичья краса»
(4.70 Mb)
18.04.2017, 20:42
Автор: Реутова Александра 3 класс МОУ гимназия № 8 г. Рыбинск
Богданова Галина Викторовна,
Максимова Ирина Викторовна Центр технического творчества
Научно-исследовательский проект
«Коса – девичья краса»
Введение
Каждое утро, собирая меня в школу, мама заплетает мне косы. И не просто заплетает, а каждый раз придумывает новую прическу. Мама мне рассказывала, что в детстве ей косы заплетала её мама, моя бабушка. Но в то время таких интересных причёсок не было. Мне стало интересно узнать, как укладывали и украшали волосы в прежние времена. Так появилась тема моей работы.
Цель её: привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос с учётом современных тенденций.
Задачи:
1. Познакомиться с историей косоплетения на Руси
2. Изучить традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
3. Выявить современные тенденции плетения кос
4. Познакомиться с украшениями для волос рукодельницы Галины Махотиной
5. Посетить картинную галерею Рыбинского музея-заповедника
6. Проследить историю плетения косы в моей семье
7. Провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов
8. Провести конкурс на лучшее плетение косы среди одноклассников
9. Сделать фотоальбом современных причёсок.
Актуальность моей работы состоит в том, что быстрый ритм современной жизни не оставляет нам времени на создание красивой причёски. Многие девушки носят распущенные волосы, которые не всегда аккуратно смотрятся и вызывают недовольство окружающих. Всё чаще вспоминается древняя традиция плетения кос. Красиво заплетённые волосы привлекают к себе внимание и восхищение. Уложенные в косы волосы долго сохраняют форму, не мешают в работе, а особенно при занятиях физкультурой
Практическая значимость её в том, что моё выступление поможет моим сверстникам узнать традиции плетения кос на Руси, в том числе в Ярославском крае; привлечёт их внимание к сохранению традиций косоплетения и познакомит с новыми тенденциями в моде причёсок.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
- определение темы проекта; постановка цели и задач;
- продумывание плана действий и способов решения проблемы проекта (теоретические и практические);
- определение источников информации, способов её сбора и анализа;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
2. Поисковый этап
- сбор, изучение, обработка, анализ информации по теме проекта;
- консультации с педагогами;
- поиск иллюстративного материала.
3. Практический этап
- провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов гимназии № 8;
- организовать и провести в своём классе конкурс на лучшую причёску;
- организовать и провести фотосессию в параллели 3-х классов;
- сделать фотоальбом современных причёсок;
- оформить полученные результаты;
- подготовить творческий отчёт.
4. Этап реализации
- выступить с проектом в творческих объединениях Центра и в школе.
Проблема: Распущенные длинные волосы выглядят не всегда аккуратно, путаются на ветру, мешают на уроке, на занятиях физкультурой.
Гипотеза: С помощью проекта через участие в конкурсах, фотосессиях, знакомство с историей косоплетения и современными тенденциями легче привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос.
Основная часть
История косоплетения на Руси
На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса[3]. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.
Единственное разделение - на девичьи и женские прически. Девушки носили одну косу и украшали её на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, причёску дополняла лента или венок на голове (приложение № 1).
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин[1]. Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили волосы распущенными или же заплетали в одну косу; макушка всегда была открыта. В свадебном ритуале с незапамятных времен обряд смены прически и головного убора был одним из главных: девушка в глазах окружающих становилась женщиной, когда на нее надели «бабью кику» — убор замужней женщины.
В день свадьбы подружки невесты расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Обычно этот обряд сопровождался песнями-плачами, в которых сетовали на расставание невесты с подругами, родным домом и девичьей волей.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - «русская коса», но плели и объёмные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
После 1917 года в России изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки «под гребенку». Те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их «в корзинку» или обвивая вокруг головы «короной», «венчиком».
Косы в женской прическе снова стали модными в 40-е годы прошлого века: чаще всего это были «бараночки» из кос и «корзиночка» – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.
В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся обычной причёской для школьниц. До 90-х годов большинство школьниц носили косички (в младших классах чаще всего две). Коса остаётся до сегодняшних дней символом женственности и красоты.
Традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
Из статьи «Народный костюм в традиционных обрядах и обычаях Ярославской губернии в XIX - начале XX века» я узнала, чтоголовной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой[4]. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение.
У девушек голова всегда была открыта. Волосы заплетались в одну косу. Девичьи головные уборы не закрывали макушку и косу. Например, в Пошехонском уезде головной убор девушки называли «красота». Она представляла собой как бы высокую, твёрдую спереди, повязку; к твердой передней части пришивались куски материи, которые завязывались на затылке (под косой). Твёрдая часть «красоты» богато вышивалась речным жемчугом, бисером, золотой нитью. В селениях возле городов Гаврилов-Ям и Любим повязки («волюшки») делали узкими, они лишь слегка прикрывали лоб. В Рыбинском и Мологском уездах передняя часть «красоты» была гораздо ниже, чем у девушек из Пошехонского уезда.
В любой части Ярославщины можно было встретить и совсем узкие повязки с расшитой передней частью. Они были повседневными. Самые лучшие «красоту» или «волюшку» берегли для особых случаев (например, свадьбы), передавали из поколения в поколение, бережно хранили.
Ещё один головной убор до свадьбы – венец, изначально на берестяной основе, и тоже нарядно расшитый. Он считался символом девичьей чистоты[2].
Уже во время свадьбы и после замужества жительницам Ярославской губернии вместо одной косы плели две, укладывая их вокруг головы и покрывая женским головным убором.
В Ярославской губернии, расположенной в центре России, сильны были влияния соседних земель. Это отразилось на разнообразии головных уборов.
К примеру, в уездах, расположенных ближе к Костроме, носили в первый год замужества кокошник. В отличие от Костромского кокошники Любима, Ростова, Гаврилов-Яма и Ярославля были более низкой и округлой формы. Их украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом - в зависимости от благосостояния его обладательницы.
Прообразы известных всем кокошников входили в состав древних мерянских ритуальных одеяний[2]. Изначально их треугольная форма символически воплощала три точки на пути солнца по небосклону: восход-зенит-закат. Русские кокошники очень разнообразны по форме. В Ярославской губернии тоже носили разные «фасоны». Но самыми красивыми и величавыми были высокие, остроконечные кокошники, называемые иногда «наклонами».
В северных уездах Ярославской губернии кокошник был редкостью, ему предпочитали «кику» в виде шапочки с твёрдой прямоугольной или закруглённой пластинкой, обтянутой тканью и расшитой узорами[4].Известен в Ярославской губернии ещё один головной убор замужних женщин –«сорока». Иногда затылок закрывали расшитым куском материи («подзатыльником»).
ВЯрославской губернии носили «моршени» - головные уборы типа невысокого кокошника. В Рыбинском уезде «моршень» часто шили из бархата, украшали золотым шитьём (см. приложение 1).
К началу XX векана смену «кикам», «сорокам» и«кокошникам» пришли красочные платки и шали.
В нашем посёлке живет мастерица-рукодельница Махотина Галина Игоревна. Она занимается изучением русских народных промыслов. Освоила народное ткачество - тканые пояса, очелья, половички. Умело шьёт русские рубахи и сарафаны, занимается народной вышивкой. Очень красивыми у неё получаются девичьи и женские головные украшения – накосники, начельники, повязки, коруны и венцы(см. приложение 2).Галина Игоревна помогает делу восстановления исконно русских народных традиций и передаёт свой опыт людям через участие в выставках народных промыслов, городских мастер-классах для жителей Рыбинска и области, городских благотворительных выставках-продажах.
Современные тенденции плетения кос
Причёска, над которой не властны никакие модные капризы – это коса. Коса – вечная классика женственности, но вполне отвечающая требованиям времени и удивительно удачно вписывающаяся в современные модные тенденции. Количество вариантов очень большое: русская, французская, греческая и другие виды кос.
По мнению авторов сайта парикмахеровFashion-hairs,в моде элегантная простота плетения косы, которую можно сделать самостоятельно[5].Предпочтение лучше отдать классическим разновидностям кос, добавив к ним немного творчества и модных штрихов.
Например, в обычную русскую косу из трёх равных прядей можно вплетать цветные ленты и нити. Отдельные прядки могут выбиваться наружу, придавая прическе легкую небрежность. В косу для праздничного случая можно вплести живые цветы или вставить шпильки со стразами. Пробор может быть косым или прямым.
Французскую косу можно выполнять как прямым, так и обратным («от себя») плетением. Она может стать основой для круговой косы, напоминающей венок. Особенно хороша такая прическа для школы и работы.
На сайте «ketrin-moda» мы узнали о тенденциях сезона 2017 года[6].Стилисты предлагают разнообразие различных причёсок на основе кос. Среди комбинированных самым актуальным вариантом станет коса с пучком. Оригинальные молодёжные причёски получатся, если комбинировать непокорные «фонтанчики» и косички, туго закрученные в задорные «рожки». Очень эффектно смотрятся несколько тонких косичек, которые вплетены в конский хвост, или же просто сплетите одну гладкую косичку и уложите её вокруг головы в виде ободка – получиться стильная и современная причёска, на которую вы затратите минимальное количество времени. Модными в этом сезоне будут боковые косы, объёмные косы с лентами и тонкими резинками на кончиках.
Не обязательно быть парикмахером, но если умеешь сама заплести косу, то проблемы с красиво уложенными волосами не будет. А чтобы косичка стала по-настоящему нарядной, стилисты предлагают украсить её красивыми заколками, резинками из кожи или замши, живыми цветами и лентами.
На сайте салона красоты «Александрия» выложена информация «Косоплетение - новый тренд», в которой рассказывается не только об истории косы, но и о косоплетении в наши дни[7].
В бешеном ритме современной жизни коса имеет преимущества:
• В отличие от остальных способов укладки, волосы, заплетенные в косу, дольше сохраняют форму;
• Если заплести тугую косу, то можно спокойно заниматься спортом или активным образом жизни, ведь волосы не будут мешать, при этом вы будете выглядеть на все 100%;
• Способы плетения и многообразие видов кос позволят сделать оптимальную и оригинальную прическу как взрослым, так и детям;
• Прическу с косой можно носить повседневно, а можно исполнить в виде праздничной укладки.
В современном мире косоплетение является обособленной дисциплиной в сфере красоты. Открываются специализированные курсы, на которых каждый желающий может овладеть искусством плетения кос. Выдаются официальные сертификаты, то есть плетение кос выделяется как отдельная профессия.
С косой каждая женщина будет выглядеть выгодно, красиво и аккуратно. С прической на основе кос каждый день можно выглядеть по-разному, даже не имея особых навыков в укладке волос[7].
Практический этап
Я много беседовала с мамой и бабушкой, моими педагогами, рассматривала фотографии из семейного архива, из которых мы узнали, каким образом заплетали свои волосы бабушка, её сестра и подруги (см. приложение 3). При проведении исследования мама заплетала мои волосы разными способами и делала фотографии (см. приложение 4). Из этих фотографий мы сделали фотоальбом, в котором представили современные способы косоплетения (см. приложение 7).
В классе я провела конкурс причёсок. Девочки показывали свои умения, заплетая друг другу косички. Мальчишки тоже не отставали – причёсывали друг друга и что-то прикрепляли на свои чёлки. Подготовка к конкурсу была большая – девочки учились заплетать косы разными способами, чтобы победить на конкурсе. Труднее всего было заплетать меня, потому что у меня очень густые волосы.
С моей учительницей в школе мы прошли по параллели 9-х классов и выяснили, что длинные волосы, которые часто заплетают в косы, имеют 11 девушек из 30-ти. В параллели 3-х классов - 30 девочек из 33-х. 4 учителя из 48 человек имеют длинные волосы и укладывают их в косы, а в центре технического творчества - 6 педагогов из 23-х (см. приложение 5). Провели фотосессию заплетённых кос в своей параллели 3-х классов (см. приложение 6).
С моим педагогом мы побывали в гостях у народной мастерицы Галины Махотиной, которая занимается восстановлением народных традиций, в том числе изготовлением русских народных украшений для волос (см. приложение 2).
Мы с мамой посетили картинную галерею в Рыбинском музее-заповеднике, посмотрели картины с женскими портретами 18-19 веков (см. приложение 8).
Посетили парикмахерские нашего посёлка. Узнали о современных способах плетения и о том, что плетение кос в наше время востребовано в основном у молодёжи. Чаще всего обращаются по поводу причёсок с использованием косоплетения для торжественных случаев: на выпускной вечер или на свадьбу. В качестве украшений используют искусственные цветы, заколки, бусы, ленты, шпильки со стразами, жемчугом и т.д.
В интернете нашли много фотографий, иллюстрирующих украшения волос в современном стиле (см. приложение 9).
Заключение
Благодаря своей работе я не только сама познакомилась с историей и традициями косоплетения на Руси,узнала о традициях причесок и головных уборов в Ярославской губернии, но и помогла узнать об этом моим сверстникам.
Из своих исследований и наблюдений я поняла, что традиции плетения косы сохраняются в основном в начальной школе. Традиция древней Руси заплетания для девушек одной косы, а для женщин – двух не сохраняется. По сравнению с обычным плетением наших бабушек и мам в наше время применяются самые разные способы плетения кос:русская, французская, греческая и другие. Для украшения волос вместо традиционных вышитых повязок и лент сейчас используются разноцветные резинки, заколки, шпильки со стразами и многое другое.
Из бесед с парикмахерами нашего микрорайона и на сайтах парикмахеров в интернете я узнала осовременных тенденциях в моде причёсок с использованием косоплетения.
Мы познакомились с мастерицей-рукодельницей посёлка Волжский, которая занимается восстановлением народных промыслов. Посмотрели её работы, среди которых наиболее яркие – венец, коруна и накосники. Ими на Руси девушки украшали свои волосы.
С проектом я выступила в творческом объединении Центра технического творчества, в своём классе, на муниципальной конференции исследовательских работ учащихся начальных классов «Любознайки: от любопытства до познания». В мае буду выступать в гимназии на конкурсе проектов РГАН (Рыбинская гимназическая академия наук).
Считаю, что мой проект привлечёт внимание школьниц к продолжению традиций плетения кос, потому что красиво заплетённые и уложенные волосы смотрятся аккуратно и нарядно. Они не мешают во время урока, на улице не путаются от ветра и создают хорошее настроение у окружающих.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.