Научно-исследовательский проект
«Статистические характеристики 3-А класса»
Введение
Вид проекта: индивидуальный, долгосрочный
Область применения: внеурочная деятельность
Этапы и сроки проведения проекта:
1. Изучение литературы – сентябрь-октябрь 2016г
2. Сбор и обработка данных – ноябрь-декабрь 2016г, январь 2017г
3. Подготовить проект к защите – февраль 2017г
4. Защита проекта - март 2017г
Актуальность работы:
Статистические характеристики и исследование играют значительную роль в нашей жизни и используются не только в математике, но и в других отраслях как в образовании, медицине, спорте. Мы заинтересовались, а можно ли используя результаты успеваемости, физические показатели, медицинские показатели создать статистическую характеристику класса
Цель: создать статистическую характеристику 3-А класса
Задачи исследования:
• Изучить значение статистики.
• Показать область применение статистики.
• Создать статистическую характеристику.
• Проанализировать полученный результат.
Объект исследования: процесс изменения успеваемости, физические данные и спортивные достижения учащихся 3-А класса
Предмет исследования: статистическая характеристика 3-А класса
Методы исследования: изучение литературы, опыт, анализ результатов
Из истории статистики
Слово «статистика» происходит от латинского Status (состояние, положение вещей) и в современном русском языке используется в следующих значениях:
• Статистика - научное направление объединяющее принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления.
• Статистика – отрасль практической деятельности направленная на сбор, обработку, анализ статистических данных.
• Статистика – совокупность статистических данных, характеризующих какое-нибудь явление или процесс.
• Статистика – любая функция от результатов наблюдения.[1. с.35]
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий и т.д. [4]
Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку II тыс. до н.э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIII в. для взимания дани с захваченных русских земель. [4]
На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI веках: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.[3]
В XVIв. в Венеции, Голландии появляются сборники, характеризующие политическое устройство, население, основные занятия, производимую продукцию в странах, с которыми устанавливалась торговля. [4]
В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимость теоретического научного осмысления накопленной практики. Начали складываться и исторические черты познания массовых явлений и формы их количественного измерения. [3]
Статистические характеристики
Во время проведения статистического исследования используются некоторые статистические характеристики.
• Частота – количество появлений числа в ряду
• Относительная частота – отношение частоты к общему числу данных в ряду, выраженное в процентах
• Ранжирование ряда чисел – расположение числовых данных упорядоченно, в порядке возрастания
• Среднее арифметическое ряда чисел - частное от деления суммы этих чисел на их количество
• Мода - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
• Размах – это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных
• Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если это ряд упорядочить [2, с.87]
Статистические характеристики 3-А класса
При составлении статистической характеристики 3-А класса мы использовали частоту, моду, размах и среднее арифметическое
Исследование 1: Наша успеваемость.
Мы решили исследовать успеваемость нашего класса, за 1 и 2 четверти этого учебного года. Подсчитали количество «5», «4», «3» и «2». Результаты оформили в виде таблицы. ( Приложение, таблица1)
Из таблицы видно, что количество «5» больше, чем количество «4» и «3» вместе за обе четверти.
Средний балл в 1 четверти – 4.5, а во второй – 4.4
Размах между «5» и «3» в 1 четверти – 122, во 2 четверти– 108.
Вывод: в целом наш класс можно назвать хорошо успевающим, так как в основном итоговые оценки «5» и «4» .
Исследование 2: Техника чтения.
Мы проверили технику чтения. Данные представлены в таблице
( Приложение, таблица 2)
Из таблицы видно, что техника чтения хорошая.
Среднее арифметическое - 85 слов в минуту
Мода – 77
Размах 127-46 = 81
Частота - 77
Вывод : ребята читают много и это им нравится.
Исследование 3: Техника вычислений.
Мы проверили технику вычислений. Данные представлены в таблице
( Приложение, таблица 3)
Мода- 14
Частота- 4
Размах – 28-9 = 19
Среднее арифметическое =13,8
Из таблицы видно, что техника вычислений хорошая, но таблицу умножения нужно подучить. Один ученик выполнил задание с ошибками, двое учеников вычислили примеров меньше всех
Вывод : делаем вывод, что таблицу умножения знают , но не все.
Исследование 4: Любимые предметы.
Нам стало интересно, а какие учебные предметы больше всего любят наши одноклассники. Мы провели анкетирование, где было предложено назвать самый любимый предмет, по результатам которого составили таблицу
( Приложение, таблица 4)
Мода: математика
Размах: 12.
Вывод: больше всего, учащиеся нашего класса, любят посещать уроки математики (12 человек), затем уроки физкультуры (6 человек) и уроки литературного чтения (2 человека), по 1 человеку выбрали уроки музыки и изобразительного искусства. Поэтому можно сказать, что наш класс склонен к точным наукам, увлекается литературой есть спортсмены
Исследование 5: Измерение роста.
Мы измерили рост одноклассников. Данные представлены в таблице (Приложение, таблица 5) .
Среднее арифметическое: 136см
Размах: 148 - 127 = 21 см.
Мода: 128см-132см, так как встречается чаще всего.
Вывод: самый высокий ученик в классе, это Тишаков Роман, имеет рост 148 см, самый низкий ученик – Минаков Егор и Савицкий Андрей , имеют рост 127 см.
Исследование 6: Измерение веса.
Мы измерили вес одноклассников. Данные представлены в таблице
( Приложение, таблица 6)
Среднее арифметическое: 32,5кг.
Мода: вес от 24,5 кг до 28,5 кг, так как встречается чаще всего.
Вывод: средний вес – 32,5 кг. Самый легкий в классе имеет вес 24,5 кг – это Минаков Егор и Гребе Мария
Исследование 7: Прыжки в длину с места.
На уроке физкультуры мы выполняли прыжки в длину с места. Данные представлены в таблице.( Приложение, таблица 7)
Среднее арифметическое: 123 см
Размах: 152 - 100=52 см.
Вывод: из таблицы видно, что большее количество учащихся выполняют прыжки в диапазоне 125-130 см. Это хорошие результаты. Лучше всех прыгает Суетин Матвей - 152 см.
Исследование 8: Сколько весит наш «багаж знаний»
Мы на протяжении недели проводили учёт веса портфеля каждого ученика класса. Данные представлены в таблице.( Приложение, таблица 8)
Среднее арифметическое: - 3385 г
Размах: 6,19 кг- 1,99кг =4,2 кг
Мода: 2,90 кг
Частота: 6
Вывод: Из таблицы видно, самый лёгкий вес портфеля у Котова Егора ( понедельник), у Минакова Егора ( вторник, среда, пятница, суббота), Макамеджанова Михаила ( четверг); самый тяжёлый портфель – у Святец Ксении ( понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) и Гребе Марии ( суббота)
Заключение
В результате работы над исследованием, мы узнали, что слово «статистика» происходит от латинского Status, что означает состояние, положение вещей. При статистическом исследовании используются следующие характеристики: среднее арифметическое, мода, частота, размах, медиана
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий.
Цели достигнуты, задачи выполнены.
Мы решили, что данные исследования будем проводить по основным показателям по итогам каждой четверти, и сравнить полученные данные, чтобы проследить динамику развития нашего класса. Анализ успеваемости в классе может послужить хорошим стимулом для её улучшения, а анализ спортивных достижений поможет выявить наши недостатки и определить дальнейшие цели физического совершенствования. Результаты исследований могут использоваться на итоговых классных часах и родительских собраниях.
Работа актуальна потому, что всегда интересно самим добывать знания,
особенно на практике. Такое исследование может провести каждый.
|