Природа конфликта
Сегодняшнюю свою консультацию хотелось бы начать с вопроса о природе конфликтов: какова она?
По-моему мнению, конфликтность заложена в структуре личности отдельного человека. Изначально в каждом человеке существует внутриличностный конфликт - борьба противоположно направленных стремлений, желаний, наличие каких-либо противоречий, которые человек в течение жизни стремится преодолеть, борьба мотивов, из-за наличия которых и происходят в дальнейшем межличностные, межгрупповые конфликты и конфликты между отдельным человеком и группой людей. С развитием общества, конфликтность возрастала и принимала все более разнообразные формы, и я согласна с тем, что «неправильное развитие» общества провоцировало развитие конфликтности в нем. К тому же, развитие социальной структуры (разделение на социальные классы, разделение труда и другое) способствовало возрастанию конфликтности. Но всё это только причины возрастания конфликтности, сама же конфликтность заложена, на мой взгляд, в отдельном конкретном человеке.
И на мой взгляд, конфликт психологичен по своей сути, т.к., во-первых, даже исходя из определения, конфликт – «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями», т.е. это вполне осознанное противоборство. Во-вторых, конфликт не разовьется, если дело не будет касаться значимых для человека вещей. Причины конфликта могут быть совершенно разнообразными, но, в основном, он происходит из-за каких-либо личностных особенностей (конфликтные, недоброжелательные, враждебные личности), недопонимания, предубеждений людей.
Эволюция конфликта
А.Я. Анцупов в своей статье « Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов» говорит о том, что «эволюция конфликта — его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие от простых к более сложным формам. Макроэволюция конфликтов — изменение их характеристик, происходящее с момента возникновения психики у живых организмов и по настоящее время. Она включает эволюции конфликтов у животных и у человека и продолжается примерно 500 млн. лет. Эволюция конфликтов у человека представлена следующими 5 типами: в антропогенезе: в процессе общественно-исторического развития человека до XX столетия; в XX веке; в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов.
..по мере эволюции конфликты усложняются, но не совершенствуются. Если в качестве критерия оценки конфликтов выбрать число жертв, то, возможно, человек сегодня является самым деструктивным живым существом на планете (Хрестоматия по конфликтологии. А.Я. Анцупов: «Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов»).
Исходя из этого, можно сказать, что конфликт, пройдя многовековую эволюцию, видоизменился, но недалеко «ушел» от своего первоначального состояния. Инстинкты самосохранения и размножения до сих пор играют свою роль в возникновении конфликтных ситуаций между людьми и проявляются в них.
Рассмотрим с вами следующий вопрос: конструктивен или деструктивен конфликт по своей сути?
Конфликт в большей мере деструктивен, нежели конструктивен, т.к. это, прежде всего борьба, разногласие, столкновение, а лишь немногие способны сохранять в конфликтной ситуации полное самообладание, направлять силы на достижение общей цели и на то, чтобы прийти к общему взаимовыгодному результату.
Конструктивно разрешать конфликты - это целое искусство и овладеть им способны лишь немногие, на мой взгляд. Конструктивный конфликт способствует улучшению взаимопонимания и взаимоотношений между людьми или группами, а чтобы этого достичь, нужно обладать особыми знаниями и умениями по тактике поведения в конфликтных ситуациях и по их разрешению, быть проинформированным относительно различных сторон конфликтной ситуации, или же просто обладать особенным, данным от природы качеством, которое позволило бы человеку осуществлять в своей жизни только конструктивные конфликты.
Причины конфликтов
Теперь остановимся на причинах возникновения и развития конфликтов . Они подробно проанализированы в литературе различными авторами. Например, А.В.Анцупов выделяет 4 группы факторов и причин развития конфликтов:
- объективные (конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств),
- организационно-управленческие (связаны с созданием и функционированием групп, коллективов),
- социально-психологические (обусловлены непосредственным взаимодействием людей),
- личностные (обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека).
Другой автор, И.Е.Ворожейкин, приводит схожую классификацию причинности конфликтов.
По источникам и причинам возникновения конфликты делит на: объективные и субъективные.
По непосредственным причинам возникновения – на:
- организационные (происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка);
- эмоциональные (связанные с личностным восприятием происходящего вокруг, расхождением во взглядах и т.п.);
- социально-трудовые (вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп).
Другие авторы в своих классификациях, так или иначе, сводят причины возникновения конфликтов к схожим факторам.
Урегулирование конфликтов
В заключение своей консультации хочу осветить проблему урегулирования конфликтов.
Урегулирование конфликта возможно, но это еще не его разрешение, но все действия по регулированию – это предпосылки разрешения. Например, К.Томас выделяет пять способов регулирования конфликта, связанных с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон:
1. соревнование (конкуренция) - как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. уклонение, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
3. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
4. компромисс;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при поведении типа конкуренции, приспособлении и компромиссе - выигрывает только один, или оба проигрывают. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, поскольку они прилагают совместные усилия по управлению ситуацией.
|