«Школа для родителей будущего первоклассника» в детском саду
(759.0 Kb)
03.11.2011, 21:29
Любина Валентина Михайловна
педагог-психолог детский сад № 13 "Рябинка" г. Чайковский Пермский край
«Школа для родителей будущего первоклассника» в детском саду
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать нормаль-ному развитию будущих первоклассников. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше про-водится развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Такая организация детской деятельности приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что, несомненно, сказывается на его здоровье. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 13 города Чайковского Пермского края накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. С сентября 2007 года в детском саду функционирует «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор предлагаемой вашему вниманию программы – педагог-психолог дошкольного учреждения, специалист I квалификационной категории Валентина Михайловна Любина. Программа предназначена для педагогов-психологов дошкольных учреждений, её реализация способствует повышению профессионального уровня психолога дошкольного учреждения, расширяют и пополняют его диагностическую и просветительскую деятельность. Содержание программы «Школа для родителей будущего первоклассника» технологично и при желании педагогов, родителей и административном со-провождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Задачи: • активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обо-гащение воспитательного опыта родителей; • повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе
Общие положения
Участниками «Школы для родителей будущего первоклассника» (далее Школа) являются родители детей подготовительной к школе группы, педагоги дошкольного учреждения, старшая медицинская сестра, врачи детской поликлиники, учителя школ, педагог-психолог, учитель-логопед. Руководит работой Школы педагог-психолог. Участие родителей в работе Школы является добровольным. Занятия для родителей в рамках Школы создают предпосылки для выработки единой воспитательной стратегии, которая предусматривает содержание воспитательного процесса к реальным потребностям и возможностям, способствует усвоению родителями психолого-педагогических знаний. Занятия, консультации и другие мероприятия в Школе проводятся на безвозмездной основе.
Организация деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»
Работа Школы осуществляется на базе дошкольного учреждения. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении (в нашем случае – это ка-бинет педагога-психолога). Планирование работы ведётся по результатам мониторинга родительских запросов (или запросов законных представителей ребёнка). Периодичность занятий /мероприятий: 1 раз в месяц. Количество занятий/мероприятий: 9 (девять). Продолжительность занятий/мероприятий: 1,5 часа.
Права и обязанности участников «Школы для родителей будущего первоклассника»
Родители законные представители имеют право: • на получение квалифицированной консультативной помощи по пробле-мам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе; • на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; • на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспи-тания детей. Дошкольное учреждение имеет право: • на изучение и распространение положительного опыта семейного воспи-тания; • на внесение корректировки в план работы «Школы для родителей буду-щего первоклассника» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей. Дошкольное учреждение обязано: • организовать работу «Школы для родителей будущего первоклассника» с учетом интересов и потребностей родителей и в соответствии с планом, утвержденным заведующим дошкольного учреждения; • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям. Сферы ответственности участников Школы: • родители несут ответственность за свое поведение и соблюдение правил групповой работы; • педагог-психолог несёт ответственность за происходящее в пределах сво-ей компетенции.
Основные направления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»
• оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста; • пропаганда положительного опыта семейного воспитания; • повышение педагогических знаний родителей детей старшего дошколь-ного возраста.
Основные принципы работы «Школы для родителей будущего первоклассника»
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); Детский сад открыт влиянию микросоциума, сотрудничает с библиотекой, общеобразовательной школой, станцией юного техника. Сотрудничество осуществляется на договорной основе. Информация для родителей мобильна: один раз в неделю обновляется материал на стенде родителей. При оформлении стенда используются рисунки, фотографии (они в первую очередь привлекают внимание родителей, а затем доносят нужную информацию). Родители имеют возможность прийти в группу на занятия и понаблюдать, чем занят ребенок. Педагог при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями, демонстрируя при этом корректные, позитивные способы взаимодействия и с родителями и их детьми. На занятиях такого вида ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов. Главное – каждый родитель должен быть уверен в хорошем отношении педагогов к его ребенку. Родители и педагоги имеют возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания. Технология взаимодействия педагогов-участников Школы с родителями воспитанников выстраивается с учётом последовательного (поэтапного) введения информации о ребёнке и его жизнедеятельности в детском саду. • 1 этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех!» • 2 этап – «Трансляция родителям представлений о ребенке, которые они не могли бы получить в семье». Педагог сообщает об успехах ребёнка и особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности. • 3 этап «Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка» Диалоги, в которых активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог, не делая оценочных суждений. • 4 этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка» Только на этом этапе педагог может давать советы родителям Компетентность педагогов и соблюдение педагогической этики. Для эффективного осуществления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника» педагог-психолог должен владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, обладать навыками доступной трансляции родителям психолого-педагогических знаний по воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке к их успешному обучению в школе. Для работы в Школе привлекаются педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории, умеющие осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с родителями воспитанников и различными структурами внутри и вне образовательного учреждения. Важна открытость педагога в совместной с родителями деятельности, уме-ние тактично, избегая панибратства, передавать свои радости, тревоги по по-воду неудач детей или неуспешного родительского опыта в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Каждый педагог, участник Школы, должен знать и владеть доверительной методикой взаимоотношений. Общение должно вы-страиваться на основе диалога, искренности, отказе от критики и оценки парт-нера по общению. Добровольность и взаимная заинтересованность в занятиях Школы. Работая в соответствии с годовым планом, Программой развития дошкольного учреждения, педагогический коллектив, медико-психологическая служба детского сада находится в творческом поиске инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих вовлечь родителей в активное воспитательно-образовательное пространство. Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получили удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? На наш взгляд, психолого-педагогический состав Школы нашёл ответы на эти вопросы, определив этапы последовательности в выборе приоритетов (направлений) взаимодействия с родителями будущих первоклассников. Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности через специальные семинары-практикумы «Обучение грамоте», «Развитие мел-кой моторики»; памятки и буклеты для родителей по вопросам адаптации к школе и подготовки к успешному обучению; групповые консультации; индивидуальные беседы; тесты для родителей; тематические журналы – альманахи, выпускаемые в дошкольном учреждении, «Будущий первоклассник», «Будущие первоклассники – сегодня»; родительские уголки. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада по-средством организации досуговых мероприятий: участие родителей в экскурсии по школе с детьми, проведение КВН между первоклассниками и дошколятами «Сказка ложь, да в ней намек…», совместное проведение Масленицы с детьми. Предоставление родителям возможности посещения занятий в 1-х классах и общения с учителями начальной школы. Побуждение родителей, участников Школы, к практической помощи в организации фотовыставок, изготовлении видеороликов и слайдовых видеопрезентаций, выпуска газет и альманахов. Использование деловых и ролевых игр педагогического содержания, способствующих раскрепощению родителей и усиливающих эффективность усвоения психолого-педагогических знаний, успешность приобретения навыков правильного взаимодействия с будущим первоклассником. • отсутствие формализма в организации работы с семьей – открытость сада, стремление педагогов не избегать «живого общения», полная информированность родителей об условиях жизни ребенка в детском до-школьном учреждении, высокий уровень психолого-педагогической культуры педагогов, разнообразие тематики и форм проведения собраний, учет мнения и пожеланий родителей при организации мероприятий. • обеспечение своевременной диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Количество проведенных мероприятий с родителями говорит о том, что они активнее стали включаться в решение задач по подготовке детей к школе. Качество работы Школы оценивается родителями в ходе анкетирования Последний опрос по оцениванию деятельности Школы в мае 2010 года, свидетельствует о том, что 94% родителей дают положительную оценку работе Школы и детского сада в целом.
Формы организации работы
Психологические тренинги. Тренинг помогает улучшить взаимопонимание в семье, повысить взаимное доверие между родителями и детьми. В результате прохождения тренинга родители: • узнают о возрастных особенностях детей, эффективных способах вос-питания (похвала и критика, переговоры и договоры с детьми, как использовать свои чувства во благо при воспитании, делегирование ответственности ребенку и др.); • научатся понимать детские сигналы, причины и цели «плохого» поведения (агрессия, страхи, протесты, негативизм, замкнутость, конфликтность, девиации) и корректировать их; • смогут пройти путь к принятию своего ребенка, его особенностей; пониманию, зачем им нужен ребенок, зачем они нужны ребенку; • приобретут навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций; • осознают стереотипы своего поведения, семейные воспитательные сценарии, переданные «по наследству» из родительской семьи: вспомнят, как было самим быть ребенком в семье; • поймут и прочувствуют выражение «Воспитание с радостью». Практикумы. Семинары-практикумы проводятся с целью построения эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Для проведения можно рекомендовать следующие темы семинаров-практикумов: «Пальчиковые игры», «Сухой бассейн», «Пальцеход», «Нитяные узоры», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов-воспитателей-родителей» Решение педагогических ситуаций. Оценка общения педагогов и родите-лей помогла администрации дошкольного учреждения провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей. Обеспечение правильного стиля общения с семьей, родительской общественностью требует от воспитателя коммуникативных умений. Родительско - педагогическое рефлексирование и пропаганда положи-тельного опыта семейного воспитания. Девизом реализации этой формы взаимодействия с родителями могут стать слова В.А.Сухомлинского: «Я твердо убежден, что семья -это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводится к перевоспитанию». На наш взгляд, дошкольное учреждение и все его структурные подразделения, в том числе и «Школа для родителей будущих первоклассников», должны помогать одним родителям тиражировать уникальный опыт семейного воспитания, другим родителям, не имеющим подобного опыта предоставлять возможность, перенимать его и адаптировать к своей семье. Условия для этого есть в каждом до-школьном учреждении, а формы позиционирования могут быть различными, среди которых особо следует выделить инновационные: использование компьютерных презентаций о семье, предоставление возможности публикации семейного опыта подготовки детей к обучению в школе на страницах журналов и газет, выпускаемых дошкольным учреждением, размещение информации на сайте дошкольного учреждения. Сайт дошкольного учреждения позволят родителям задать вопрос любому специалисту и получить на него исчерпывающий ответ, советы и рекомендации.
Формы взаимодействия с родителями
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает опыт работы и результаты проведённого в дошкольном учреждении мониторинга, отношение родителей к мероприятиям в рамках Школы зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за не-достатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые ро-дителями, участниками Школы, из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Формы взаимодействия с семьёй, приведённые ниже помогают решать проблемы родителей будущих первоклассников индивидуально и комплексно. Тестирование («Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» – родители). Анкетирование («Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?», «Оценка уровня коммуникативности педагога с родителями», «Определение стиля общения воспитателя с родителями») Диагностика ( «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника», методика «Половозрастная идентификация ребенка-выпускника») Консультации специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, ст.медсестра, учитель начальных классов, воспитатель) Беседы и рекомендации по подготовке к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ре-бенка», «Нежелание идти в школу») Беседы индивидуальные, внеплановые. ( «Агрессивный ребенок», «Адаптация детей к школе», «Тревожный ребенок», «Почему ребенок обманывает?» Наглядность (информационный стенд рекомендаций педагогов – специалистов; газета для родителей «Будущие выпускники – сегодня», буклеты, памятки для родителей). Конференция для родителей «Поговорим о школе» . Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений. «Дошкольная видео-панорама» – активный просмотр родителями видеороликов, слайдовых презентаций и фоторепортажей о жизни детей в детском саду, их занятиях, играх, прогулках. «Дошкольная видео-панорама» – одна из инновационных форм взаимодействия воспитывающих взрослых в «Школе для родителей будущего первоклассника», позволяющая вызвать не только интерес родителей к занятиям и другим мероприятиям в «Школе», но и (самое главное) желание активно в них участвовать, приобретать знания, перенимать опыт педагогического мастерства, необходимый для воспитания будущего первоклассника. Разрабатывая эту форму работы с родителями, я разбила условно её на три, имеющих свои задачи, этапа. Задачи первого этапа: • заинтересовать родителей новой формой взаимодействия; • побуждать ответственных за воспитание взрослых членов семьи к систематическому посещению занятий в "Школе". Первый этап - это возможность для родителей просто получить удовольствие, увидев на экране своё любимое чадо, где-то посмеяться, над чем-то призадуматься. На первый взгляд, всё просто, но именно этот простой приём и привлекает родителей на первых порах, а потом появляется интерес и желание посещать занятия в «Школе». Задачи второго этапа: • активизировать родителей, слушателей "Школы", побуждая к рефлексии после просмотра видеоматериалов; • вызвать желание родителей участвовать в монтаже видео-презентаций, роликов с использованием материалов из семейного фото и видеоархива (родители в течение определённого по времени периода приносят из дома фото или видеосьёмку по определённой психологом или проблемной для них теме и все вместе монтируют материал для будущих занятий в "Школе"). Задачи третьего этапа: • предоставить родителям возможность через собственный видеоматериал представления семейного опыта решения проблем подготовки детей к обучению в школе; привлечь родителей к созданию обучающих слайдовых презентаций по проблемам адаптации и подготовки детей к и обучению в школе
Результаты деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»
«Школа для родителей будущего первоклассника» на современном этапе непрерывного образования является важной стороной взаимодействия до-школьного учреждения с родителями и детьми. Реализация программы Школы для родителей эффективна, она позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений. Программа помогает гармонично организовывать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника, что, несомненно, положительно влияет на личностный рост участников: • большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения, удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца; • 93% детей детского сада имеют уровень развития познавательных процессов выше среднего, речь содержательна, грамматически правильна; • все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе; • 90 % детей обладают организованным поведением, имеют хорошо развитую подготовленную к письму руку, сформированные навыки владения карандашом, ножницами.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.