Данная
презентация создана в рамках разработанных положений ФГТ (приказ Министерства
образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655), которые являются основой
структуры планирования образовательной деятельности. Презентация предназначена
для педагогов и руководителей системы дошкольного образования.
Задачи:
-обеспечение
целенаправленного развития образовательных областей образовательной программы,
их интеграции;
-создание базы
для осуществления контроля за ОП;
-предоставление
информации об организации деятельности возрастной группы;
-реализацию
новых форм взаимодействия с детьми, родителями в структуре планирования.
1 слайд «Планирование образовательного процесса с детьми в условиях реализации ФГТ»
2 слайд • Планирование - составная и обязательная часть профессиональной деятельности.) Планирование образовательного процесса является составной и обязательной частью профессиональной педагогической деятельности воспитателя. В квалификационных характеристиках должностей работников образования записано: «Воспитатель, (включая старшего воспитателя), разрабатывает план (программу ) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников». 3 слайд Планирование – это этап, фаза управленческого цикла. Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовывать индивидуальные усилия педагогического и детского коллективов для достижения поставленных целей.
4 слайд Задачи планирования: Обеспечение целенаправленного развития образовательных областей образовательной программы, их интеграции; Создание базы для осуществления контроля за ОП; Предоставление информации об организации деятельности возрастной группы; Реализацию новых форм взаимодействия с детьми, родителями в структуре планирования. Именно планирование предопределяет результаты и эффективность деятельности, как в коллективе ДОУ в целом, так и возрастной группе. 5 слайд Планирование отражает • ход реализации основной образовательной программы, • специфику и развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ, • устанавливает связи между занятиями, игрой и трудом детей, • ход и результаты реализуемых творческих проектов.
6 слайд Закон РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) Приказ министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655 В соответствии с законом « Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655 утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.
7 слайд «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса…»; «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов…»; «Программа должна… предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это-коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
Что предполагает комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса? Примерами построения образовательного процесса по комплексно-тематическому принципу служат вариативные программы:
8 слайд • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»,где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста; • Программа «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно-событийному принципу; • Программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект – это тема, которой объединены все виды детской деятельности.
9 слайд В основе должен лежать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. (показать комплексно-тематическое планирование-тематику на учебный год) Принцип комплексно-тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.
Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности.
Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели, задачи образовательных областей, определяющие последовательность, сроки.
10 Слайд (термин – план) Главное предназначение плана – упорядочить воспитательно-образовательную деятельность детского коллектива, обеспечить выполнение таких требований к ОП, как планомерность, систематичность, преемственность результатов, управляемость. Таким образом план- это документ, указывающий содержание ориентира деятельности в возрастной группе ОО ОП.
11 слайд По видам планы делятся • Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один-три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога. «Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению. «Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы. Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.
12 слайд Слабые стороны перспективного планирования: -перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение; -не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени; -избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия; -затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.
13 слайд Комплексно – тематический план Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: - • мире живой и неживой природы • рукотворном мире • мире общественных (социальных отношений) • мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания). 14 слайд - При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. 15 слайд • Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов. 16 слайд • Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач. 17 слайд Содержание календарного плана структурируется по блокам и представляется в виде схемы. • Образовательный блок • (сетка занятий) • Блок совместной деятельности взрослого и детей • Блок самостоятельной деятельности детей 18 слайд (загрузить календарный план) 19 слайд Образовательная деятельность в ходе режимных моментов При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
1.Введено понятие «Образовательная область», установлено их количество. Задачи по освоению детьми содержания образовательных областей: "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" решаются интегрировано. 2. При составлении расписания занятий, планировании образовательного процесса с младшими дошкольниками исключается слово «занятие», с целью переориентации педагогов с учебной на игровую деятельность. «Отменяется не занятие «занимательное дело» как дидактическая форма обучения, а «форма организации образовательной деятельности подобная уроку». (Из материалов интернет - семинара «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ (11 апреля 2011 года). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования». 3. «Занимательное дело» с младшими дошкольниками проводится в совместной деятельности с взрослыми. Эффективным средством решения образовательных задач является дидактическая игра. Занятия (как дидактическая форма обучения) проводятся в старшем дошкольном возрасте. При составлении расписания занятий и планировании образовательной деятельности со старшими дошкольниками допустимо использовать термин «занятие». 4. Самостоятельная деятельность старших дошкольников осуществляется в предметно-развивающем пространстве, организованном с учетом возрастных потребностей в игре, познании окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует иной рациональной организации 5. Организации ОП с учетом требований санитарных правил и нормативов • При составлении сетки занятий педагогам необходимо учитывать, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет: • 11 занятий с детьми четвертого года жизни, • 12 занятий с детьми пятого года жизни, • 15 занятий с детьми шестого года жизни, • 17 занятий с детьми седьмого года жизни 6. Нормативы времени Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине занятия статического характера проводится физкультминутка. • Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех. • Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (образовательные области «коммуникация», «познание», «социализация и др.) следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). • В разновозрастных группах продолжительность занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. Занятие следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста. • Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. • Занятия в студиях, кружках, секциях планируются и проводятся с детьми 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; • с детьми 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; • с детьми 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; • с детьми 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. В дни каникул и в летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения, исследования. Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс - здоровьесберегающим.
(схема календарного планирования) Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом (схема)
|