Научно-исследовательский проект
"Моё увлечение – Изографы"
Творчество — существенный элемент развития самосознания и самопонимания человека. В творчестве человек как бы преобразовывает окружающий мир под себя, и это помогает лучше понять его устройство. Главное в творческом мире – это желание создавать что-то новое, учиться, узнавать, пробовать, изучать самостоятельно. Тем самым формируется культура восприятия и чувств. В основе детского творчества в первую очередь лежит игра и желание не просто попробовать себя в чем-либо, но и ещё самоутвердиться, то есть доказать себе и окружающим: я это могу! А это основа успешности человека, вера в свои силы, что очень важно для каждого из нас. Чем больше мы верим в себя, тем легче учиться и мы становимся успешнее в учебе. Одним из инструментов развития творчества являются изографы, которые помогают развить воображение.
Грамотность – это тот прочный фундамент, на котором строиться всё развитие личности. Быть грамотным очень важно в наше время. Умение грамотно писать, связано и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Людей ценят и уважают за их грамотность и знания.
Одним из инструментов в умении грамотно писать являются изографы, которые развивают память, воображение и помогают логически мыслить.
А можно ли при помощи изографов повысить свою грамотность? Будет ли рисунок из букв способствовать лучшему запоминанию словарных слов?
Проблема:
Как научиться писать грамотно?
Гипотеза:
Изографы способствуют лучшему запоминанию словарных слов.
Цель:
Выяснить, являются ли изографы помощниками при запоминании словарных слов.
Задачи:
Собрать сведения по теме «Изографы».
Изобразить предметы при помощи букв, входящих в состав слова.
Провести словарный диктант для учащихся 3 классов: запомнить и записать словарные слова, выполненные в виде изографов и традиционным способом.
Сравнить степень усвоения слов, записанных в виде изографов и традиционным способом, сразу же после рассматривания и спустя 2-3 дня.
В процессе исследования были использованы следующие методы работы:
-информационно-поисковый метод (с помощью методической литературы, средств массовой информации (СМИ) и системы Интернет были найдены все понятия, были раскрыты все вопросы, связанные с темой моей работы);
- творческий подход (изобразить слово буквами в виде рисунка);
- эмпирический метод (применение своих творческих изобретений на практике, путем предложения их своим родственникам, сверстникам и начинающим школьникам);
- теоретический метод (были сделаны определенные предположения и утверждения, которые привели к точным выводам, подтвержденными на практике).
Работа проводилась в несколько этапов:
-подготовительный – проявление интереса к понятию «изограф»;
- творческий – составление изографов из разных слов;
- практическое использование – предложение разгадать зашифрованные слова родственникам, своим сверстникам;
- подбор информации по теме «Изографы» (с помощью методической литературы, СМС и системы Интернет были получены все ответы на вопросы по интересующей теме);
- формирование определенных задач и целей в процессе работы;
- эксперимент – предложение инструмента «Изографы» в изучении словарных слов русского языка в нашем классе и для начинающих школьников в первых классах
- Формирование выводов.
Основополагающими явились пособие по преодолению дисграфии Братченко А.Ф., Сербиной Л.Ф. «Изографы» и тренажёр Комаровой Л.Д. «Словарные слова в изографах», которые вызвали большой интерес и желание создавать изографы самостоятельно.
На уроке логики мы увидели в рабочей тетради интересные рисунки – предметы, изображенные при помощи букв.
Учитель нам сказал, что такие изображения называются изографами. Меня это заинтересовало, и я обратилась к справочнику - что же такое изограф. С удивлением узнала, что изографами называют художников-иконописцев. Изография (от греческого «изо-» «ίσος» - равный, от греческого «графия» - «γραφή»- писание) – точное воспроизведение каких бы то ни было письмен, а также коллекция снимков с подлинных писем, рукописей и подписей знаменитых людей. В Древней Руси слова изография и «изограф» использовались в значении слов «живопись», либо же «иконописание» и «иконописец».
Кроме того, в современном мире словом «изограф» называется инструмент для чертежных работ. Инструмент выглядит, как капиллярная ручка. Используется архитекторами, художниками-графиками, картографами, инженерами, оформителями, дизайнерами.
В нашем случае изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.
Я подумала, смогу ли я нарисовать предметы изографами. Для этого мной было рассмотрено много изографов. Мне стало интересно: как буквы могут составлять рисунок? Я брала слова и анализировала, смогу ли я его нарисовать буквами, входящими в состав слова. Получившиеся изографы предлагала разгадать своим родителям, а потом принесла в школу. Один из моих изографов очень долго разгадывал наш учитель с другими педагогами.
Составление изографов заинтересовало и других ребят из нашего класса. Они нарисовали свои изографы. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят нашего класса мы создали сборник изографов.
Затем я обнаружила, что при помощи изографов легко запомнить буквы, входящие в состав слова. Это позволило предположить, что и другим ребятам тоже будет легко запомнить буквы. Я решила это проверить.
Например, в картинке-изографе «ножи» на центральном месте буква «о», что автоматически исключает букву «а», а на узоре ручки ножа буква «и» и нет буквы «ы».
А если в рисунке легче запомнить буквы, то почему бы не воспользоваться таким методом в орфографии?! Позже от учителя я узнала, что есть такой способ лучшего запоминания словарных слов. В Интернете я нашла «Словарные слова в изографах» (учителя Комаровой Л.Д.) и захотела проверить, правда ли, что словарные слова, изображённые изографами, запоминаются лучше слов, записанных буквами. Мы с учителем подобрали для учащихся третьих классов по несколько словарных слов-изографов и приблизительно равноценных им по сложности слов, которые ребята будут запоминать по буквам: остров, бабочка, трамвай, костёр – в изографах и автомобиль, троллейбус, океан, картофель – буквами.
|