Научно-исследовательский проект
"Чужие среди своих"
Темп современной жизни очень быстрый. Большинство людей много работают, чтобы добиться карьерного роста, заработать денег для достойной жизни. Времени для встреч и живого общения с родственниками, близкими людьми не остаётся. Даже письма в наши дни пишут редко, общаясь по телефону, электронной почте. При таком темпе жизни люди, к сожалению, забывают о своих корнях, не задумываются о своей родословной. Человек, не знающий своих корней, истории своих предков, малой родины, не может по-настоящему любить свой народ, свою Родину. Состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения разных народов, материальную и духовную культуру, особенности быта изучает наука этнография.
Актуальность: чем дальше уходит время, тем острее становится тема исследования исторических корней моих земляков. Надо успеть, пока не поздно, поговорить с теми, кто всё видел «детскими глазами», кто сможет рассказать обо всём увиденном, прочувствованном.
Проблема: к настоящему моменту большая часть человечества, так или иначе, сталкиваются с потерей культуры и традиций своего народа. Особенно это касается малых народов.
Цель: показать историю судеб российских немцев жителей города Бугуруслана, как частицу истории немцев в России.
Задачи:
1) изучить историю появления немцев в России, Оренбуржье;
2) выяснить причину и дату появления немцев в городе Бугуруслане;
3) проследить судьбы немцев, проживающих в нашем городе;
4) провести анкетирование среди российских немцев.
Объект исследования: российские немцы – жители города Бугуруслана.
Предмет исследования: история судеб российских немцев.
Гипотеза: если немцы проживают среди людей других национальностей, то сумели ли они сохранить самобытность, культуру и отстоять право на жизнь.
Методы исследования:
- анализ литературных источников,
- изучение архивных материалов, в том числе и семейных реликвий,
-интервьюирование жителей города немецкой национальности.
Новизна данного исследования: собрать материал о российских немцах, донести его до широкого круга общественности.
Практическая значимость: представленный материал может быть использован во всех образовательных организациях, во внеклассной и внеурочной работе, а также на уроках истории.
Чужие среди своих
Немцы России
«История предков всегда любопытна для того,
кто достоин иметь Отечество».
Н. М. Карамзин.
Меня очень заинтересовала история моих предков, по линии бабушки. Она немка по национальности. Откуда в русский язык пришло слово «немец»? Сколько немцев проживает в России? И наконец, откуда они здесь вообще взялись? За помощью я обратилась к интернету. И вот что я там нашла.
Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так прозывали иностранцев, не знавших русского языка или плохо владевших им. Однако поскольку исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель, то со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.
Немцы в России появились во времена Ивана Грозного. В 1547 году Иван Грозный послал саксонца Шлитте с поручением пригласить в Россию немецких инженеров и мастеров. Иван Грозный призывал в Россию иностранцев, и они появились…Он разрешил дерпскому священнику Веттерманну проповедовать в Москве, позволил построить кальвинистскую и лютеранскую церкви в двух верстах от Москвы».
Во время царствования Петра I в России стало больше иностранцев. Пётр заимствовал всё у иностранцев, не всегда имея времени для критической оценки. Пётр I, окружив себя голландцами, англичанами, шотландцами, швейцарцами и немцами, переносил целиком промыслы и ремёсла, приказывая переводить иностранные книги, а его речь была пересыпана иностранными терминами. Даже одежду носил он голландскую или немецкую. В Москве, городе царей, иностранцы обязаны жить только в Немецкой слободе, а в Петербурге, городе императоров, русские и чужеземцы жили друг возле друга и заводили знакомства.
Недостаток населения для освоения огромных пространств России - это проблема не только сегодняшнего дня. Следует сказать, что в прошлом существовали попытки, причем весьма успешные, привлечения иностранных подданных для решения экономических проблем и заселения окраин нашей страны. Речь идет, прежде всего, о политике Екатерины II.
Первый Манифест, позволяющий иностранцам селиться в России, был подписан Екатериной II 4 декабря 1762 г. Продолжением этого документа стал Манифест от 22 июля 1763 г., который назывался «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Эти два Манифеста привели к переселению в Россию большого количества иностранцев, среди которых численно значительно преобладали немцы, что объяснялось крайне тяжелым положением, в котором находились в то время германские государства.
Численность немцев, живших в России до издания Манифестов Екатерины II, можно указать лишь ориентировочно. Несколько десятков тысяч человек составляли люди, находившиеся на государственной службе, жители «немецких» слобод в городах. Начавшаяся при Екатерине II интенсивная колонизация слабозаселенных окраин привела к появлению нового сословия среди немцев - колонистов, численность которых увеличивалась быстрыми темпами. С 1763 г. по 1766 г. в Россию были перевезены более 30 тыс. человек, вблизи от г. Саратова было основано 105 колоний. Колонии в Поволжье были первым регионом, где немцы (в основном католики и лютеране) стали жить компактно. Вторым таким регионом стало Причерноморье. Кроме этих двух крупных районов немецкие колонии возникли также под Санкт-Петербургом, на Волыни, в Закавказье, в Бессарабии.
В конце XVIII в., по данным ревизии 1796 г., численность немцев составила 237 тыс. человек (13-е место по империи, 0,3 % всего населения). При проведении первой Всеобщей переписи населения 1897 г., как известно, указывались вероисповедание и язык, а не национальность, поэтому более или менее точная цифра, которую дает нам эта перепись, - 1 млн 790 тыс. человек в Российской империи, говорящих на немецком языке и считающих немецкий язык родным. Таким образом, к концу XIX в. в России существовало более 2 тыс. немецких поселений, численность была около 2 млн, немцы были восьмой по численности этнической группой в стране и составляли 1,4 % населения Империи.
По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., при проведении которой впервые была введена категория «национальность», численность немцев составила 1 млн 240 тыс. человек. Снижение численности немцев в это время на 550 тыс. человек можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в годы гражданской войны началась эмиграция, была повышенная смертность. И, во-вторых, вопросы в переписях относительно национальной и языковой принадлежности различались, поэтому сравнивать их результаты нужно с большой осторожностью.
До начала Великой Отечественной войны, по данным переписи 1939 г., в Советском Союзе проживали 1 млн 400 тыс. немцев. Не было зафиксировано какой-либо значительной убыли немецкого населения.
Следующие результаты численности народов и населения в целом были зафиксированы через 20 лет, в 1959 г. За эти годы произошли колоссальные события, в годы войны была проведена тотальная депортация немцев из европейской части страны в восточные районы, главным образом в Сибирь и Казахстан. Немцы в Советском Союзе стали жить в совершенно других условиях: не в Европе, а в Азии, не в сельской местности, а вгородах, не в компактных поселках, а в лагерях и на спецпоселении. После всех этих событий, перепись 1959 г. фиксирует численность немцев в Советском Союзе в 1 млн 620 тыс. человек. Из них в России - 820 тыс. человек, в Казахстане - 660 тыс. человек. Примерно по 40 тыс. немцев проживало в Таджикистане и Киргизии, на Украине - 23 тыс., в остальных республиках - по нескольку тыс. человек.
Последующие годы, вплоть до распада СССР, были периодом стабильного увеличения численности немцев в Советском Союзе, во всех его регионах.
Последняя советская перепись 1989 г. зафиксировала численность национальностей перед распадом СССР. По данным этой переписи в СССР проживало 2 млн 40 тыс. немцев. Больше всего в Казахстане - 958 тыс. человек. На втором месте находилась численность немцев в России - 842 тыс. человек.
В это время численность росла почти у всех народов, Советский Союз занимал третье место в мире по численности населения (286 млн человек) после Китая и Индии. Но это было последнее увеличение, в 1990-е гг. начинается резкое сокращение численности всех народов России, в том числе и русских, и немцев, и многих других. Но у немцев на процесс естественного сокращения в результате превышения смертности над рождаемостью, добавилась эмиграция. В 1989 г. была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993 г. был введен в действие закон о свободе въезда и выезда для всех граждан России. Поток переселенцев стал напоминать лавину, поэтому Германия была вынуждена ввести квоты на прием переселенцев, по 200 тыс. человек в год, чтобы сохранить возможность их социального обеспечения.
В результате, по данным проведенной в 2002 г. Всероссийской переписи населения, в Российской Федерации проживало 597 тыс. немцев.
Последняя Всероссийская перепись населения, которая была проведена в октябре 2010 г., зафиксировала резкое снижение численности немцев в России - 394 138 человек, более чем на 200 тыс. человек в межпереписной период, то есть за 8 лет. Это было второе за всю историю снижение численности немцев в России, отмеченное официальной статистикой. Но если первое такое снижение, зафиксированное в 2002 г., можно объяснить массовой эмиграцией немцев в Германию в 1990-х гг., то уменьшение численности, произошедшее за последнее десятилетие, требует нового объяснения, ответов на множество вопросов, поскольку масштабы эмиграции в это время уже снизились.
Немцы в Оренбуржье
«За всё в жизни мы когда-нибудь платим,
но не такую же несправедливую цену».
(А.Н.Липс)
Чтобы выяснить, откуда немцы взялись в Оренбуржье, я обратилась за помощью в городскую библиотеку, где мне подобрали нужную литературу. Там я узнала много интересного.
Численность немцев в Оренбуржье - 12 165 человек (2010г.).
Одно из первых упоминаний о немцах Оренбуржья встречается у доктора философии Теодора Базинера, издавшего в 1848 году книгу «К изучению Российской Империи и пограничных стран Азии». «Первые колонисты, писал он, переселились сюда около 1777 года, из Саратова, теперь их 14 семей, около 60 человек».
Массовая эмиграция их в Оренбургскую губернию началась в конце XIX века. Переселенцы из Екатеринославской, Саратовской, Таврической губерний образовали на территории нынешнего Красногвардейского района села:
Красикове (1869);
Подольское, Кутерля, Луговское (1890);
Калтан, Плешаново, Богомазово (Токское) (1891);
Юговка, Донское, Долинское, Ишалка, Клинок до 1895 года.
Позднее возникли поселения колонистов - Претория, Суворовка (1900);
Долиновка, Родничное, Дубровка (1901).
Расселенные компактно по колониям немцы развивали традиционную культуру, заботились о том, чтобы дети обучались в школе. Образование было непрофессиональным - учителем как правило был пастор. Обучение велось на родном немецком языке. Изолированное существование способствовало слабому распространению русского языка. Это привело к существенным осложнениям, когда колонистов начали привлекать к воинской службе. В ноябре 1902 года министр внутренних дел России писал Оренбургскому губернатору: командующий Московским военным округом недоволен тем, что «немецкие колонисты, назначенные в части войск округа, отличаются незнакомством с русским языком. Это вредно отзывается подготовкой их, как молодых солдат, затрудняется первоначальное обучение». Высокопоставленный чиновник выразил недоумение по поводу того, что хотя немецкие колонисты существуют уже более ста лет, русского языка жители не знают. Встревоженный Оренбургский губернатор потребовал сведений о знании русского языка немцами-колонистами. Троицкий уездный исправник доложил: колония, где живут немцы с 1901 года, состоит из 15 семей (46 мужчин и 48 женщин), «русский язык знают». Исправник Оренбургского уезда писал: по-русски говорить умеют, но только некоторые плохо, а некоторые могут и писать, и читать по-русски. В итоговой справке называется год оснований колоний:
«Вблизь поселка Каменноозерного в 1843 году - 20 душ;
вблизь поселка Красноярского в 1896 году - 13 душ;
вблизь поселка Донгузского в 1892 году-21 душа» и т. д.
В период Первой мировой войны пресса насаждала антинемецкие настроения. В газетах обвиняли немцев в том, что они в школах обучают детей на немецком языке, плохо говорят по-русски, ведут обособленный образ жизни, отклоняются от общения с русскими и вообще относятся к русским пренебрежительно.
В условиях военного времени проявляется особый интерес к немецким поселениям. Об этом свидетельствует переписка с Оренбургским губернатором. В одном из писем департамент общих дел просит сообщить сведения следующего характера:
«1) Имеются ли в ней волости и села, колонии или отдельные хутора немецких колонистов;
2) Если имеются, то в каких, приблизительно, местах они расположены (желательно иметь карту или хотя бы схематический чертеж);
3) Какова, примерно, численность колонистов» и т. д.
Просили сообщить подробные сведения о взаимосвязях колонистов с местными жителями; отношении к переживаемым событиям; настроениях колонистов.
В первые годы советской власти в СССР создавались национально-территориальные образования: сельсоветы, волости, уезды (районы). Один из таких национальных районов (немецкий) был создан в Оренбуржье. В 1930 году в Оренбургской области проживало 14,1 тыс. человек немецкой национальности, в основном в 15 сельских советах. Большая их часть проживала компактно в Покровском районе (в 9 сельсоветах). Другая часть немцев проживала в Оренбургском районе в двух сельсоветах. В Буртинском в трех сельсоветах и в Сорочинском один сельсовет.
В годы сталинских репрессий граждане немецкой национальности оказались под особенно бдительным контролем органов НКВД. Эта подозрительность укрепилась после прихода к власти Гитлера в Германии. Поселения немцев стали называть «будущими повстанческими очагами». (Приложение 3)
Война, развязанная фашистской Германией, привела немцев в новым бедствиям и страданиям. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указы от 28 августа и 7 сентября 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» и «Об административном устройстве территории бывшей Республики немцев Поволжья», в результате чего немецкая республика была ликвидирована, немцы депортированы.
Бесчеловечным было постановление Госкомитета обороны от ноября 1942 года «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР».
В нем содержалась директива: «Дополнительно мобилизовать в рабочие колонны на все время войны всех немцев мужчин в возрасте 15-16 лет и 51 - 55 лет включительно». В рабочие колонны на все время войны были мобилизованы также женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет включительно. Освобождались от мобилизации беременные женщины и имеющие детей до трех лет. Дети старше трех лет «передаются на воспитание остальным членам данной семьи». Как пишет исследователь Чеботарева В.Г., это бесчеловечное постановление раскололо немецкие семьи (в каждой семье было, как правило, по 6 - 8 детей), разорвало родственные связи: отцы и мужья, братья оказались на все время войны в полной изоляции в рудниках и шахтах Сибири и Казахстана; матери, жены и сестры - на предприятиях нефтехимической и горной промышленности Сибири; дети-сироты при живых родителях - в лучшем случае на попечении родственников преклонного возраста, в худшем - в детских домах при колхозах. Многие малыши погибли от недоедания и болезней. А тысячи отцов, матерей - трудармейцев погибли в трудовых лагерях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» было признано, что обвинения в отношении российских немцев не основательны, огульны и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина. Ни в чем неповинные немцы были политически реабилитированы.
Процесс реабилитации восстановил социальную справедливость, но не обеспечил социальный комфорт в душах и сердцах немцев.
Из всех проблем по межнациональным отношениям проблема российских немцев наиболее сложная. В 90-е годы началась массовая эмиграция немцев из России, из Оренбургской области. По переписи 1989 г., их численность составляла около 47 тысяч (2,2 процента населения области).
В современный период в области все направленно на закрепление оставшихся оренбургских немцев на территории их проживания.
После почти 60-летнего перерыва стала выходить газета «OrenburgerAllgemaine» (позднее OrenburgerZeitung). На ее страницах печатается исторический материал о немцах, обсуждаются проблемы современного национального движения, развития культурных традиций, фольклора. В области работают школы, где изучается немецкий язык. Создан национальный центр "Возрождение".
Я побывала в культурном комплексе «Национальная деревня» - это своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения народов Оренбургского края. На территории «Национальной деревни» имеется немецкое подворье.
Постройки немецкого подворья выдержаны в двух стилях. В облике основного дома узнаётся архитектура Германии, а здание музея представляет собой образец жилища оренбургских меннонитов, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения. Интерьеры также приближены к традиционным – столовая со старинным буфетом и подлинной утварью, гостиная с множеством старинных фотографий и текстиля, сакральная комната, где хранятся католические и лютеранские молитвенники, спальня. Старинная Библия – один из экспонатов немецкого подворья в национально-культурном комплексе.
В Оренбурге проводятся Дни немецкой культуры, День немецкой семьи. Торжественно отмечаются Пасха, День благодарения, Рождественские праздники. Ежегодно открывается межрегиональный летний лингвистический лагерь для детей. Работают курсы по изучению немецкого языка.
Немцы в Бугурсулане
В лагерях их гноили и сгоняли по скотский вагонам.
Их бы веры лишили, если б было возможно,
И язык бы отняли, если бы не воля Божья...
5 декабря 1942 года принято считать днём прибытия немцев на бугурусланскую землю. Но мне удалось найти в архиве документ (Ф133,Оп 26, Д 5, Л2) по которому можно судить что, мобилизованные в трудармию немцы стали прибывать в Бугуруслан раньше. Этот документ содержится список женщин немок мобилизованных на основании постановления ГКО за №2383 по Ленскому РВК Архангельской обл. В документе сказано, поименованные в списке лица в количестве 23 человека поступили в распоряжение треста Бугурусланнефть 22 ноября 1942г паспортов или других документов на жительство указанные лица не имеют.
Вспыхнувшая Великая Отечественная война требовала людских ресурсов не только на фронте, но и в тылу. Экономика переделывалась на военный лад, необходимы были рабочие руки. По указу жестокой сталинской системы немцы мобилизовались в трудармию.
Брали в трудармию не только здоровое мужское немецкое население, но и женщин, стариков, подростков.В архивных документах содержатся списки немцев трудармейцев, просмотрев их, я пришла к выводу что, среди них было очень много женщин. Эти списки сшивались в целые книги. Мне удалось просмотреть три таких книги, возможно, что их было и больше. В основном это были женщины с 1906г.р по 1927 г.р. В 1942 году им было от 15 до 36 лет. Это же почти мои ровесницы! Не подлежали мобилизации только женщины, которые имели детей до трехлетнего возраста, а остальные должны были оставлять детей и ехать в неведомые ни кому края. Кому оставлять детей? Благо, если имелись родственники. Можно понять кровью обливающиеся сердца матерей. Но куда деваться? И ехали они, горемычные, в товарных вагонах, гонимые судьбой, осознавая всю бесправность своего положения. Многие матери умудрялись тайком в мешках вывозить детей с собой, укрывая их от недремлющего ока НКВД. Что не сделает мать ради своего ребенка?
Немцы понимали, что идет война с фашистами, и надо противостоять им. Мужское население с сознанием долга шло в трудармию, в душе переступая обиду недоверия призыва в боевые части... Из Казахстана, Сибири и других регионов потянулись эшелоны с немцами в Бугуруслан. А по пути на станциях их встречал красочно оформленный плакат с изображением красноармейца с винтовкой и с недвусмысленной надписью: «Если хочешь жить, убей немца». В целях охраны, рядом для верности ехали конвойные. В умы людей поселилась неприязнь к людям немецкой национальности. В Бугуруслан эшелоны с немцами трудармейцами приходили один за другим. Город был не готов принять такое количество людей. Из рассказа руководителя немецкого национального центра Блиновой О.Э. в город прибыло 9641 человек.
В Бугуруслане трудармейцы были распределены на рабочие объекты. На спецпоселения потянулись колонны людей, сопровождаемые органами НКВД.
Основными местами проживания мобилизованных в трудармию немцев в Бугурусланском районе Чкаловской области являлись: п. Александровка, д. Борисовка, с. Завьяловка, с. Козловка, с. Поникла, с. Красноярка.
В селах, не спрашивая согласия местных жителей, расквартировывали в дома по четыре-пять человек. День устраивались на квартиры, а на следующий уже пошли на работу, строить дорогу в направлении Заглядина. Придя с работы, некоторые увидели во дворе свои вещи, услышали обидный до боли истерический крик во дворе: «Убирайтесь из дома, фрицы, не хочу вас видеть!».
В Бугуруслане также были организованы лагеря трудармейцев в районе Благодаровки и Чуринской мельницы, в южной части города. Приходилось жить первое время в землянках. Это уже потом были построены помещения барачного типа, где были установлены для ночлега койки в три яруса.
Трудно приходилось с едой. Находившиеся в Завьяловке немцы иногда сутками не могли получить хлеб. Просроченные хлебные карточки не отоваривались. Ели баланду. За малейшее нарушение правил поведения трудармейцев ожидал карцер, где полагалось в сутки мизерное количество хлеба и вода. Люди боялись сказать друг другу лишнее слово. Одна неверная фраза могла погубить человека. Некоторые, видя бесчеловечное отношение к себе, убегали на фронт воевать с фашистами.
В военные годы остро встала проблема снабжения Куйбышева топливом. Крупные запасы «голубого топлива» — природного газа были недалеко от Бугуруслана. Тысячи мобилизованных немцев были направлены на оборонную стройку. (Приложение 9) «15 сентября 1943 года первый в стране крупный газопровод вступил в строй, началась регулярная подача газа предприятиям и в жилые дома Куйбышева».
Трудармейцы были направленны на самую тяжелую работу. Сколько вложено их труда в рытье траншей для трубопроводов, котлованов для хранения нефти, строительство домов! На тяжелой работе вместе с мужчинами работали женщины и подростки. Многим из них такая работа была не посильной. Но как же могла 15 летняя девочка подросток копать вручную лопатой мерзлую землю. (Приложение 10) Многие погибли от болезней, втом числе от тифа.Но еще больше умирало от голода. Немцев трудармейцев хоронили отдельно на кладбище расположенном в южной части города. Я побывала там. Кладбище находится в запущенном состоянии. (Приложение 11) На многих могилах нет крестов. Кое-где сохранились железные кресты, но и те стоят перекошенные. Причина, я думаю в том, что многие из похороненных здесь людей не имеют родственников. Ведь мобилизованные в трудармию члены семьи попадали в разные места и находились далеко друг от друга. На всем кладбище только одна ухоженная могила. На кладбище установлен памятник трудармейцам, похороненным в 1942-1945гг.
Вскоре окончилась война. Казалось, совсем немного, и трудармейцы поедут к родным, близким на прежние места жительства. Но, увы! Жестокая сталинская система цепко держала людей в своих невидимых цепях. Как и прежде, чтобы повидаться в других регионах с родными, необходимо было разрешение вышестоящих инстанций в Москве. И это положение было закреплено Указом Верховного Совета СССР от 6 ноября 1948 года, где говорилось, что немцы, калмыки, ингуши, финны, латыши другие переселенцы на своих местах должны жить вечно, выезд из мест поселения без особого разрешения МВД карается каторжными работами до 20 лет.
Многие, потеряв надежду уехать в родные места, приобретали специальность в учебно-производственных комбинатах и продолжали работать, приходя отмечаться в спецкомендатуру города. Унизительный контроль за немцами длился до 1956 года!
И только спустя 27лет после войны, 3 ноября 1972 года, вышел указ о снятии ограничений в выборе места жительства в отношении немцев и членов их семей.
Стали возникать смешанные браки. Для любви не существует национальных границ. И вот некоторые немцы, чтобы оградить свои семьи от случайностей, вынуждены были принимать фамилии жен. Наученные горьким опытом своих отцов и матерей, они не хотели испытывать судьбу. Посмотрите в глаза бывших трудармейцев, поговорите с ними. Они и сейчас не проронят лишнего слова. Сейчас в нашем городе в живых осталось пять немцев трудармейцев, им уже всем за 90 лет. Это Майер Адольф Андреевич, Крайсман Фрида Александровна, Церр Цитта Иосифовна, Франк Виктория Алоисиусовна, Крейк Мария Андреевна.
26 апреля 1991 года, наконец, был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий», в нем сказано о территориальной реабилитации-восстановлении национально-территориальных границ (но до сих пор автономия не восстановлена), о возмещении материального ущерба, о политической реабилитации.
Много лет прошло с тех пор, когда в Бугуруслан приехали немцы. Многое изменилось.
Теперь представитель любой нации имеет, равны права для изучения своей культуры и языка. Для этого создаются культурные центры. Есть он и у бугурусланских немцев — «Видергебурт» («Возрождение»). Я побывала там на экскурсии, посетила музей немецкого центра, побеседовала с его руководителем.
Историю российских немцев можно проследить и в моей семье. Моя бабушка немка по национальности. Родилась она после войны в 1952году. Онаконечно не помнит унизительных отмечаний в комендатуре. Мой прадед Лорер Егор Егорович был трудармейцем, о чем записано в его трудовой книжке. (Приложение 15) В Бугуруслан прибыл в декабре 1942 года. Жил сначала в землянке, потом был переведен в барак. Работал на строительстве газопровода, потом в нефтяной промышленности. Снят с учета спецпоселения 6 января 1956 года. Разрешение вернутся на родину в город Санкт-Петербург получил только в 1972 году. Но так как возвращаться было некуда, мой прадед до конца своих дней прожил в Бугуруслане. Трудармейцами были и два брата моей прабабушки. Старший брат Петр прибыл в Бугуруслан в ноябре 1942 года. Средний брат был отправлен в трудармию в марте 1943 года на крайний Север, на рыболовные промыслы. Моя прабабушка вместе с родителями была выслана в Сибирь, в Красноярский край. Семья смогла соединиться только в 1948 году и получила разрешение на жительство только в городе Бугуруслане. По прибытию в Бугуруслан всех членов семьи поставили на учет в спецкомендатуру как лиц немецкой национальности, где они должны были периодически отмечаться. И только в 1996 году они были реабилитированы.
|