Научно-исследовательский проект "Я помню старый патефон..."
(2.16 Mb)
28.01.2016, 09:39
Автор: Рудамёткина Ангелина, ученица 4 " г" класс МОУ СОШ №1 г. Новоузенск
Уразова Елена Александровна
Научно-исследовательский проект
"Я помню старый патефон..."
Я помню старый патефон
И красно-черные пластинки.
Отцу в подарок вручен он,
Был вместе с песнею «Калинка».
Я не на шаг не отходил
Недели две от патефона.
И всё на свете позабыл -
Им любовался, как иконой.
Вот уже третий год я обучаюсь в школе искусств по классу фортепиано. Родители купили мне инструмент, с ним я общаюсь как с самым надёжным другом. Он всегда меня понимает: и когда мне грустно, пообщавшись с ним, становится веселее. Я люблю на нём играть, петь. Помню себя такой весёлой с самого раннего детства. Особенно мне нравится выступать перед бабушкой и дедушкой, когда приезжаю к ним в деревню. Они с удовольствием меня слушают. Жаль только, что в деревне у меня нет инструмента. Однажды после одного такого выступления, довольный дедушка привёл меня в кладовку и показал инструмент, который хранился в чемодане. Он сказал, что это – патефон. Я попросила дедушку, показать, как он работает.
Мне стало интересно побольше узнать о патефоне. У меня возникли вопросы, связанные с этим необычным предметом: Что же такое «патефон»? Как он появился в России и в нашей семье? Выяснить роль патефона в жизни людей.
Все эти вопросы подтолкнули меня провести исследование, цель которого: Определить роль патефона в жизни человека.
Для этого мне предстояло решить следующие задачи:
Изучить историю появления устройства для записи и воспроизведения звука.
Выяснить историю появления патефона в России и в нашей семье.
Узнать, какую роль играл патефон в жизни людей.
Объект исследования: устройства записи и передачи звука, патефон.
Предмет исследования: роль патефона в жизни людей.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что патефон играл важную роль в жизни людей, так как был единственным инструментом того времени, объединявшим людей с целью развлечения, поднятия настроения и общения. Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, опрос.
История появления устройства для записи и воспроизведения звука.
Мечты людей о самоиграющем инструменте.
Мечты об аппарате, воспроизводящем звук, ведут в далёкое прошлое. Послы византийского императора Константина VII Багрянородного, прибывшие в Багдад, были поражены. Во дворце халифа стояло гигантское сказочное дерево, ствол и ветви которого были выполнены из серебра, листья из золота, а в кроне деревьев сидели птицы из драгоценных металлов и камней. Их больше всего изумляло то, что птицы эти щебетали на все лады как настоящие! Это было тысячу лет назад. Но попытки воспроизвести человеческую речь, музыку наши далекие предки предпринимали, наверное, с тех пор, как начали задумываться над мудреным вопросом: что такое эхо?
Когда начался расцвет механики, искусные мастера создали много диковинок, и конечно, среди таких игрушек было много музыкальных. Перед самым обычным для эпохи музыкальным инструментом помещали машину, выполненную в виде человека и одетую по последней моде. Но ведь главное в самоиграющем инструменте — музыка, и не всегда ради нее стоит изготавливать сложного и дорогого робота - музыканта, да еще в натуральную величину. Когда мастера поняли эту истину, они стали конструировать роботов, не похожих на человека.
Шарманка.
Так почти 300 лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто не умел играть. Нужно было только покрутить ручку. Чаще всего звучала популярная тогда мелодия «Прелестная Катарина», по-французски «Шарман Катрин». От названия этой песенки и произошло название инструмента — шарманка. Но она, как и всевозможные музыкальные автоматы, механические пианино, воспроизводила одну мелодию. А вокруг раздавалось столько чудесных и разных звуков. Как их сохранить?
Фонограф. Конец XIX в.
Звукоавтограф , палеофон, фонограф, – первые аппараты, воспроизводящие и записывающие звуки.
Сегодня даже маленького ребенка не удивляет, что любимую сказку «рассказывает» маленький черный диск. Но сколько лет люди мечтали об этом? «Звук не исчезает бесследно, его можно как-то сохранить» - такое предположение высказал в 1589 году физик Порта. В 1807 году другому физику — Юнгу впервые удалось положить на закопченную бумагу след звучащего камертона.
Прошло еще полвека — французский наборщик Скотт создает «звукоавтограф». Этот аппарат мог запечатлеть на чувствительном слое вращаемого валика «характер» любого звука.
Фонограф «Говорящая кукла». Конец XIX в.
И вот, наконец настал памятный 1877 год — знаменитый американский изобретатель Т. Эдисон придумал прибор, который назвал фонографом. Вот как он сам вспоминал об этом: «Однажды, когда я работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона (тоненькой стальной пластинкой), к которой была припаяна игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, что заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи - отчего бы пластинке не не заговорить ?
Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрел бы фонографа!»
Наверное, не всё так просто и случайно, как рассказывал Эдисон. Не изобрети он фонограф, его придумал бы кто-нибудь другой. Но Эдисон умел очень хорошо все замечать и задумываться над фактами и явлениями, мимо которых многие проходили, не обращая внимания. Оказывается, иногда полезно уколоть палец и задуматься! Справедливости ради надо сказать, что принцип записи и воспроизведения звука почти на год раньше Эдисона открыл и описал французский поэт и ученый Шарль Кро. Однако пока запечатанный конверт с описанием палеофона , как назвал Кро свое изобретение, лежал в канцелярии Французской академии. Практичный и деловитый Эдисон в это время оформил заявку на фонограф.
Наклейка к граммофонной пластинке начала XX в.
Медлительность «бессмертных», как во Франции называли членов Академии, стоила стране приоритета в изобретении звукозаписи. В декабре 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее маленькой овечке. И через минуту изумленные помощники слышат, как аппарат голосом изобретателя повторяет незамысловатую историю. Чудо? Никто из современников Эдисона в этом и не сомневался. Поглядеть и послушать «говорящую машину», едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле - Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за «необъяснимую загадку природы».
Но как же выглядел фонограф? Представьте толстый цилиндр с ручкой. Это валик фонографа. Его оборачивали фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик в это время вращали. И игла, прикрепленная к мембране, процарапывала на нем бороздку. Затем иглу переставляли к началу бороздки, снова крутили ручку — и голос звучал.
Именно такой фонограф демонстрировался в марте 1878 года в Академии наук в Париже. Аппарат послушно воспроизвел записанную на валике фразу. И вдруг присутствовавший на заседании академик Буйо бросился на представителя Эдисона и схватил его за горло, громко крича: «Негодяй, мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!» Выслушав объяснения физика, доказавшего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: «Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа!»
Буйо не был одинок в своем недоверии. Двумя годами позже, в 1880 году, французский физиолог Фалье писал о фонографе: «Люди восхищаются фонографом и считают, что всякий сможет по своему усмотрению услышать голос любого знаменитого актера или прославленной певицы. Однако все это — совершенно необычные фантазии!»
Граммофон. Начало XX в.
С помощью фонографа удавалось сделать одну-единственную запись, а это, естественно, не очень-то удобно. Поэтому фонограф является «прародителем», а «отцом» современного проигрывателя следует считать граммофон. Его впервые спустя 11 лет после изобретения Эдисона продемонстрировал немецкий инженер Эмиль Берлинер, работавший в Америке. Правда, поначалу новинка не вызвала особого интереса, и даже проницательный Эдисон заявил: «Это машина без будущего». Берлинер предложил записывать звук на цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, а затем с него делать копии-пластинки. Для слушания пластинок он изобрел прибор, который назвал граммофоном. Граммофон оказался гораздо удобнее фонографа, и в конце концов люди предпочли его. Правда, этот предшественник наших стереосистем не отличался особой красотой. Диск его вращали вручную. Игла с мембраной двигалась от центра пластинки к краю. Ременные передачи открытого механизма дополнял большой рупор. Но зато можно было делать любое число копий-пластинок с оригинала записи. Граммофон имел огромный успех. К 1907 году только в России «находилось в употреблении около полумиллиона граммофонов», — сообщал журнал «Новости граммофонов». Немало! Особенно если учесть, что первые фабричные граммофоны появились у нас в 1897 году и стоили огромных по тем временам денег — 80, 100 и даже 600 рублей!
Если бы удалось собрать воедино все модели граммофонов, коллекция получилась бы прелюбопытнейшая. Вы увидели бы этажерки, шкафчики, кувшины, вазы, бочки, сундуки, шкатулки-домики, шкатулки-автомобили...
Встретились бы здесь даже львы с открытой пастью-рупором.
«Вам нужна громкость? Извольте!» — и покупателю предлагали триплофон — трехзвучный граммофон, который имел три рупора, три мембраны и три диска. «В конце прошлого века сбылась сказочная мечта знаменитого арабского шейха и философа Абд аль-Кадера, который в 1301 г. говорил своим ученикам, что ложь есть один из величайших пороков. Она исчезнет только тогда, когда люди научатся каждое свое слово превращать в камень, который будет служить уликой против лжеца» — столь многообещающим заявлением открывалась глава «Граммофоны» в одной из научно-популярных книг, вышедших в 1915 году. Но, несмотря на высокие цены и разнообразие форм, звучание граммофонов оставляло желать лучшего. Делались постоянные попытки улучшить аппарат: только мембрана имела более 500 модификаций. Иглы использовались то алмазные, то бамбуковые, то с утолщением внизу, то с крутым изгибом и даже с пружинкой вокруг. Игла уже перемещалась от края к центру.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.