Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

Работа с личностным пространством человека

Скачать (12.6 Kb) 24.02.2013, 13:29
Федосеева Ольга Александровна
педагог-психолог ГКУ ДДИ "Южное Бутово" г. Москва
РАБОТА С ЛИЧНОСТНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ЧЕЛОВЕКА.

Федосеева О.А., педагог-психолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово» г. Москва

Личностное пространство как один из компонентов многогранной структуры жизненного пространства имеет биологические, социальные, и психологические характеристики, закрепленные в чертах поведения людей.
Одной из составляющих личностного пространства является соблюдение оптимальной дистанции общения. Окружающая среда для человека есть пространство, где происходят разнообразные формы территориального взаимодействия. Мы устанавливаем с помощью всевозможных символов границы своей территории, которые закреплены в виде норм социального поведения. При этом человек обладает инстинктивной внутренней враждебностью к чужим, соседям. Его потенциальная агрессивность представляет собой врожденную реакцию на угрозу своему естественному пространства жизнеобеспечения или сообщества.
Описываются нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия. На этом уровне анализируются динамические параметры пространства общения и предлагаются четыре «зоны» или расстояния между партнерами по общению:
• Интимная зона (15-46 см.)
• Личная зона (46 см.-1,2 м.)
• Социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.)
• Общественная зона (более 3, 6 м.).
Один из главных принципов общения связан с охраной личных зон. Способы охраны личных зон и признание ненарушаемости чужих границ определяют характер взаимоотношений с другими людьми. Использование человеком пространства и реакция на него имеют решающее значение для человеческих взаимоотношений. В этом проявляется степень близости между людьми, их принадлежность к определенной культуре. Таким образом, человек окружен определенной пространственной зоной, границы простирания зависят от ряда природных и культурных факторов.
Персональным пространством является пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за пределы которой другим входить не следует. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к человеку может приблизиться другой человек.
Личностное пространство и личностная территория имеют свои особенности:
• величина пространства различна для каждого индивида;
• пространство «перемещается» вместе с человеком;
• территория занимает относительно постоянное место;
• границы пространства остаются невидимыми;
• границы территории индивид отмечает;
• личностное пространство имеет своим центром тело индивида, а территория – нет.
Таким образом, ценность выделения и описания такого феномена, как личностное пространство в том, что оказывается охарактеризованной еще одна специфическая форма регуляции человеческих взаимоотношений. Объектом регуляции является минимально допустимая дистанция между людьми, которая достаточно четко определена взаимоотношениями людей.
Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. При условии формирования личности ребенка в дисфункциональной семье, формирование границ личности может нарушаться глобально. Нарушение границ личностного (персонального) пространства имеет деструктивные последствия.
Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек испытывает сильный стресс, он не может адекватно защититься. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить. Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других, т.к. не осознает, что выходит из зоны своей компетенции.
Иногда люди устанавливают для себя слишком строгие ограничения, это ведет к тому, что они не могут обнаружить своих собственных возможностей. Другие имеют очень мало ограничений и поэтому искусственно раздули свои возможности.
Работа с личностным пространством – это процесс, ведущий к правильному пониманию того, каковы наши реальные пределы.
Обычно мы чувствуем границы между собой и другими очень отчетливо. Но если не чувствуют границы между собой и средой или между собой и другими, они находятся в слиянии со средой или другими, и таким образом перестают видеть различие между собой и остальным миром. Можно сказать, они теряют ощущение себя, к чему это может привести? Человек, находящийся в слиянии, связывает свои потребности, эмоции и действия в один узел, и уже не осознает, что он хочет делать, как он препятствует себе в том, чтобы совершить необходимые действия.
Слияние имеет и серьезные социальные последствия. В таком состоянии человек требует от других сходства со своими взглядами и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Наиболее это часто проявляется у родителей, которые отказываются признать, что их дети не могут не отличаться от них хотя бы в чем-то. И если дети не поддерживают слияние и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвержение: «Я не буду любить такого отвратительного ребенка!». Проблема слияния существует и в отношениях взрослых. Чем больше они ценят и уважают различия друг друга, тем лучше и глубже оказывается контакт между ними и тем проще им разрешать возникающие между ними проблемы. Но, поскольку зачастую отличия другого не уважаются и каждый требует, чтобы другой разделял его взгляды даже в мелочах, конфликты и затруднения во взаимопонимании продолжают существовать. Требование отсутствия различий между собой и другими подобно утверждению: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я накажу тебя!».
В Детском доме-интернате «Южное Бутово» г. Москвы развивается такая форма работы, как родительский клуб «Общаться с ребенком как?», целями которого являются: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, гармонизация детско-родительских отношений. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются родители, является невозможность построения своих собственных границ в межличностных контактах, а такой паттерн носит деструктивный характер. Так как родители показывают детям пример того, как можно обходиться со своими и чужими границами, то дети быстро научаются аналогичному способу взаимодействия со средой. Достаточно показательным и результативным является упражнение «Границы», в ходе которого участникам родительского клуба предлагается выбрать себе пару, где один стоит, а второй движется в направлении первого. Тот, кто движется, идет до тех пор, пока стоящий человек не почувствует, что дальнейшее приближение было бы слишком близко для него и скажет «стоп». Затем, участники меняются местами. Можно разнообразить данное упражнение, двигаясь резко, медленно, агрессивно, кокетливо, настороженно и т.д. По окончании проведения данного упражнения можно задать следующие вопросы:
• Что вы чувствовали, когда человек шел в вашу сторону?
• Что вы чувствовали, когда шли сами?
• Что вы думаете о своем личном пространстве?
• Были ли сложности в выполнении?
• В каком случае расстояние между вами оказалось больше? Меньше?
• Что у вас вызывало комфорт? Дискомфорт? и т.д.
После данного шеринга, продолжая обсуждение и примеряя данный контекст к подростку, можно задать дополнительные вопросы, такие как:
• Есть ли границы у детей и подростков?
• Для чего детям и подросткам нужны границы?
• Когда взрослый нарушает границы подростка? Когда подросток нарушает границы взрослых?
Часто в связи с темой границ возникает тема ответственности, особенно ответственность за собственную жизнь:
• Кто должен нести ответственность за жизнь ребенка/подростка?
• Должен ли подросток нести ответственность за свою жизнь?
• Должны ли родители учить его этому?
• Оберегает ли подросток свои границы?
• Расширяются ли границы в подростковом возрасте?
Данное упражнение вызывает у родителей различный диапазон переживаний: эмоциональный всплеск, легкое напряжение, паника, сопротивление, различные телесные и психосоматические проявления. По результатам проведения данного упражнения у родителей возникает потребность в индивидуальной психотерапевтической работе для более глубокого понимания и осознавания своих переживаний.
Исходя из специфики учреждения и соответствующей категории родителей, при работе с границами используются не только тренинги, но и проективные, метафорические, ролевые, аналитические, телесно-ориентированные формы работы
Таким образом, работа с личностным пространством дает возможность лучше понимать свои собственные потребности, возможности, свою ответственность и компетентность, желания и чувства.
В контексте экологии жизненного пространства ребенка как единого и нерушимого целого именно семейная система, а в частности – ее экологичность, во многом определяет направление и развитие, а также систему нравственных ориентиров семьи, уровень ее самоактуализации и интеграции в общество. Работа с родителями дает нам возможность проанализировать бытие ребенка во всем его многообразии, оценить влияние на него семейной системы в целом.


Категория: Педагогу-психологу | Добавил: mocca
Просмотров: 3456 | Загрузок: 731 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 1
1 Татьяна (avtoritet)   (03.05.2015 23:39) [Материал]
Ольга Александровна, вы не отметили особо интимную зону, которая составляет от 0- до 15 см. И важно знать, что в эту зону ребенка нельзя лишний раз вторгаться, а лучше вообще ее не использовать, потому что, например, поглаживание ребенка по голове может вызвать агрессивную реакцию ребенка.

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.