Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

Работа с личностным пространством человека

Скачать (12.6 Kb) 24.02.2013, 13:29
Федосеева Ольга Александровна
педагог-психолог ГКУ ДДИ "Южное Бутово" г. Москва
РАБОТА С ЛИЧНОСТНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ЧЕЛОВЕКА.

Федосеева О.А., педагог-психолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово» г. Москва

Личностное пространство как один из компонентов многогранной структуры жизненного пространства имеет биологические, социальные, и психологические характеристики, закрепленные в чертах поведения людей.
Одной из составляющих личностного пространства является соблюдение оптимальной дистанции общения. Окружающая среда для человека есть пространство, где происходят разнообразные формы территориального взаимодействия. Мы устанавливаем с помощью всевозможных символов границы своей территории, которые закреплены в виде норм социального поведения. При этом человек обладает инстинктивной внутренней враждебностью к чужим, соседям. Его потенциальная агрессивность представляет собой врожденную реакцию на угрозу своему естественному пространства жизнеобеспечения или сообщества.
Описываются нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия. На этом уровне анализируются динамические параметры пространства общения и предлагаются четыре «зоны» или расстояния между партнерами по общению:
• Интимная зона (15-46 см.)
• Личная зона (46 см.-1,2 м.)
• Социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.)
• Общественная зона (более 3, 6 м.).
Один из главных принципов общения связан с охраной личных зон. Способы охраны личных зон и признание ненарушаемости чужих границ определяют характер взаимоотношений с другими людьми. Использование человеком пространства и реакция на него имеют решающее значение для человеческих взаимоотношений. В этом проявляется степень близости между людьми, их принадлежность к определенной культуре. Таким образом, человек окружен определенной пространственной зоной, границы простирания зависят от ряда природных и культурных факторов.
Персональным пространством является пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за пределы которой другим входить не следует. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к человеку может приблизиться другой человек.
Личностное пространство и личностная территория имеют свои особенности:
• величина пространства различна для каждого индивида;
• пространство «перемещается» вместе с человеком;
• территория занимает относительно постоянное место;
• границы пространства остаются невидимыми;
• границы территории индивид отмечает;
• личностное пространство имеет своим центром тело индивида, а территория – нет.
Таким образом, ценность выделения и описания такого феномена, как личностное пространство в том, что оказывается охарактеризованной еще одна специфическая форма регуляции человеческих взаимоотношений. Объектом регуляции является минимально допустимая дистанция между людьми, которая достаточно четко определена взаимоотношениями людей.
Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. При условии формирования личности ребенка в дисфункциональной семье, формирование границ личности может нарушаться глобально. Нарушение границ личностного (персонального) пространства имеет деструктивные последствия.
Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек испытывает сильный стресс, он не может адекватно защититься. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить. Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других, т.к. не осознает, что выходит из зоны своей компетенции.
Иногда люди устанавливают для себя слишком строгие ограничения, это ведет к тому, что они не могут обнаружить своих собственных возможностей. Другие имеют очень мало ограничений и поэтому искусственно раздули свои возможности.
Работа с личностным пространством – это процесс, ведущий к правильному пониманию того, каковы наши реальные пределы.
Обычно мы чувствуем границы между собой и другими очень отчетливо. Но если не чувствуют границы между собой и средой или между собой и другими, они находятся в слиянии со средой или другими, и таким образом перестают видеть различие между собой и остальным миром. Можно сказать, они теряют ощущение себя, к чему это может привести? Человек, находящийся в слиянии, связывает свои потребности, эмоции и действия в один узел, и уже не осознает, что он хочет делать, как он препятствует себе в том, чтобы совершить необходимые действия.
Слияние имеет и серьезные социальные последствия. В таком состоянии человек требует от других сходства со своими взглядами и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Наиболее это часто проявляется у родителей, которые отказываются признать, что их дети не могут не отличаться от них хотя бы в чем-то. И если дети не поддерживают слияние и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвержение: «Я не буду любить такого отвратительного ребенка!». Проблема слияния существует и в отношениях взрослых. Чем больше они ценят и уважают различия друг друга, тем лучше и глубже оказывается контакт между ними и тем проще им разрешать возникающие между ними проблемы. Но, поскольку зачастую отличия другого не уважаются и каждый требует, чтобы другой разделял его взгляды даже в мелочах, конфликты и затруднения во взаимопонимании продолжают существовать. Требование отсутствия различий между собой и другими подобно утверждению: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я накажу тебя!».
В Детском доме-интернате «Южное Бутово» г. Москвы развивается такая форма работы, как родительский клуб «Общаться с ребенком как?», целями которого являются: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, гармонизация детско-родительских отношений. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются родители, является невозможность построения своих собственных границ в межличностных контактах, а такой паттерн носит деструктивный характер. Так как родители показывают детям пример того, как можно обходиться со своими и чужими границами, то дети быстро научаются аналогичному способу взаимодействия со средой. Достаточно показательным и результативным является упражнение «Границы», в ходе которого участникам родительского клуба предлагается выбрать себе пару, где один стоит, а второй движется в направлении первого. Тот, кто движется, идет до тех пор, пока стоящий человек не почувствует, что дальнейшее приближение было бы слишком близко для него и скажет «стоп». Затем, участники меняются местами. Можно разнообразить данное упражнение, двигаясь резко, медленно, агрессивно, кокетливо, настороженно и т.д. По окончании проведения данного упражнения можно задать следующие вопросы:
• Что вы чувствовали, когда человек шел в вашу сторону?
• Что вы чувствовали, когда шли сами?
• Что вы думаете о своем личном пространстве?
• Были ли сложности в выполнении?
• В каком случае расстояние между вами оказалось больше? Меньше?
• Что у вас вызывало комфорт? Дискомфорт? и т.д.
После данного шеринга, продолжая обсуждение и примеряя данный контекст к подростку, можно задать дополнительные вопросы, такие как:
• Есть ли границы у детей и подростков?
• Для чего детям и подросткам нужны границы?
• Когда взрослый нарушает границы подростка? Когда подросток нарушает границы взрослых?
Часто в связи с темой границ возникает тема ответственности, особенно ответственность за собственную жизнь:
• Кто должен нести ответственность за жизнь ребенка/подростка?
• Должен ли подросток нести ответственность за свою жизнь?
• Должны ли родители учить его этому?
• Оберегает ли подросток свои границы?
• Расширяются ли границы в подростковом возрасте?
Данное упражнение вызывает у родителей различный диапазон переживаний: эмоциональный всплеск, легкое напряжение, паника, сопротивление, различные телесные и психосоматические проявления. По результатам проведения данного упражнения у родителей возникает потребность в индивидуальной психотерапевтической работе для более глубокого понимания и осознавания своих переживаний.
Исходя из специфики учреждения и соответствующей категории родителей, при работе с границами используются не только тренинги, но и проективные, метафорические, ролевые, аналитические, телесно-ориентированные формы работы
Таким образом, работа с личностным пространством дает возможность лучше понимать свои собственные потребности, возможности, свою ответственность и компетентность, желания и чувства.
В контексте экологии жизненного пространства ребенка как единого и нерушимого целого именно семейная система, а в частности – ее экологичность, во многом определяет направление и развитие, а также систему нравственных ориентиров семьи, уровень ее самоактуализации и интеграции в общество. Работа с родителями дает нам возможность проанализировать бытие ребенка во всем его многообразии, оценить влияние на него семейной системы в целом.


Категория: Педагогу-психологу | Добавил: mocca
Просмотров: 3478 | Загрузок: 748 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 1
1 Татьяна (avtoritet)   (03.05.2015 23:39) [Материал]
Ольга Александровна, вы не отметили особо интимную зону, которая составляет от 0- до 15 см. И важно знать, что в эту зону ребенка нельзя лишний раз вторгаться, а лучше вообще ее не использовать, потому что, например, поглаживание ребенка по голове может вызвать агрессивную реакцию ребенка.

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.