РАБОТА С ЛИЧНОСТНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ЧЕЛОВЕКА.
Федосеева О.А., педагог-психолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово» г. Москва
Личностное пространство как один из компонентов многогранной структуры жизненного пространства имеет биологические, социальные, и психологические характеристики, закрепленные в чертах поведения людей. Одной из составляющих личностного пространства является соблюдение оптимальной дистанции общения. Окружающая среда для человека есть пространство, где происходят разнообразные формы территориального взаимодействия. Мы устанавливаем с помощью всевозможных символов границы своей территории, которые закреплены в виде норм социального поведения. При этом человек обладает инстинктивной внутренней враждебностью к чужим, соседям. Его потенциальная агрессивность представляет собой врожденную реакцию на угрозу своему естественному пространства жизнеобеспечения или сообщества. Описываются нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия. На этом уровне анализируются динамические параметры пространства общения и предлагаются четыре «зоны» или расстояния между партнерами по общению: • Интимная зона (15-46 см.) • Личная зона (46 см.-1,2 м.) • Социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.) • Общественная зона (более 3, 6 м.). Один из главных принципов общения связан с охраной личных зон. Способы охраны личных зон и признание ненарушаемости чужих границ определяют характер взаимоотношений с другими людьми. Использование человеком пространства и реакция на него имеют решающее значение для человеческих взаимоотношений. В этом проявляется степень близости между людьми, их принадлежность к определенной культуре. Таким образом, человек окружен определенной пространственной зоной, границы простирания зависят от ряда природных и культурных факторов. Персональным пространством является пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за пределы которой другим входить не следует. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к человеку может приблизиться другой человек. Личностное пространство и личностная территория имеют свои особенности: • величина пространства различна для каждого индивида; • пространство «перемещается» вместе с человеком; • территория занимает относительно постоянное место; • границы пространства остаются невидимыми; • границы территории индивид отмечает; • личностное пространство имеет своим центром тело индивида, а территория – нет. Таким образом, ценность выделения и описания такого феномена, как личностное пространство в том, что оказывается охарактеризованной еще одна специфическая форма регуляции человеческих взаимоотношений. Объектом регуляции является минимально допустимая дистанция между людьми, которая достаточно четко определена взаимоотношениями людей. Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. При условии формирования личности ребенка в дисфункциональной семье, формирование границ личности может нарушаться глобально. Нарушение границ личностного (персонального) пространства имеет деструктивные последствия. Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек испытывает сильный стресс, он не может адекватно защититься. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить. Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других, т.к. не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Иногда люди устанавливают для себя слишком строгие ограничения, это ведет к тому, что они не могут обнаружить своих собственных возможностей. Другие имеют очень мало ограничений и поэтому искусственно раздули свои возможности. Работа с личностным пространством – это процесс, ведущий к правильному пониманию того, каковы наши реальные пределы. Обычно мы чувствуем границы между собой и другими очень отчетливо. Но если не чувствуют границы между собой и средой или между собой и другими, они находятся в слиянии со средой или другими, и таким образом перестают видеть различие между собой и остальным миром. Можно сказать, они теряют ощущение себя, к чему это может привести? Человек, находящийся в слиянии, связывает свои потребности, эмоции и действия в один узел, и уже не осознает, что он хочет делать, как он препятствует себе в том, чтобы совершить необходимые действия. Слияние имеет и серьезные социальные последствия. В таком состоянии человек требует от других сходства со своими взглядами и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Наиболее это часто проявляется у родителей, которые отказываются признать, что их дети не могут не отличаться от них хотя бы в чем-то. И если дети не поддерживают слияние и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвержение: «Я не буду любить такого отвратительного ребенка!». Проблема слияния существует и в отношениях взрослых. Чем больше они ценят и уважают различия друг друга, тем лучше и глубже оказывается контакт между ними и тем проще им разрешать возникающие между ними проблемы. Но, поскольку зачастую отличия другого не уважаются и каждый требует, чтобы другой разделял его взгляды даже в мелочах, конфликты и затруднения во взаимопонимании продолжают существовать. Требование отсутствия различий между собой и другими подобно утверждению: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я накажу тебя!». В Детском доме-интернате «Южное Бутово» г. Москвы развивается такая форма работы, как родительский клуб «Общаться с ребенком как?», целями которого являются: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, гармонизация детско-родительских отношений. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются родители, является невозможность построения своих собственных границ в межличностных контактах, а такой паттерн носит деструктивный характер. Так как родители показывают детям пример того, как можно обходиться со своими и чужими границами, то дети быстро научаются аналогичному способу взаимодействия со средой. Достаточно показательным и результативным является упражнение «Границы», в ходе которого участникам родительского клуба предлагается выбрать себе пару, где один стоит, а второй движется в направлении первого. Тот, кто движется, идет до тех пор, пока стоящий человек не почувствует, что дальнейшее приближение было бы слишком близко для него и скажет «стоп». Затем, участники меняются местами. Можно разнообразить данное упражнение, двигаясь резко, медленно, агрессивно, кокетливо, настороженно и т.д. По окончании проведения данного упражнения можно задать следующие вопросы: • Что вы чувствовали, когда человек шел в вашу сторону? • Что вы чувствовали, когда шли сами? • Что вы думаете о своем личном пространстве? • Были ли сложности в выполнении? • В каком случае расстояние между вами оказалось больше? Меньше? • Что у вас вызывало комфорт? Дискомфорт? и т.д. После данного шеринга, продолжая обсуждение и примеряя данный контекст к подростку, можно задать дополнительные вопросы, такие как: • Есть ли границы у детей и подростков? • Для чего детям и подросткам нужны границы? • Когда взрослый нарушает границы подростка? Когда подросток нарушает границы взрослых? Часто в связи с темой границ возникает тема ответственности, особенно ответственность за собственную жизнь: • Кто должен нести ответственность за жизнь ребенка/подростка? • Должен ли подросток нести ответственность за свою жизнь? • Должны ли родители учить его этому? • Оберегает ли подросток свои границы? • Расширяются ли границы в подростковом возрасте? Данное упражнение вызывает у родителей различный диапазон переживаний: эмоциональный всплеск, легкое напряжение, паника, сопротивление, различные телесные и психосоматические проявления. По результатам проведения данного упражнения у родителей возникает потребность в индивидуальной психотерапевтической работе для более глубокого понимания и осознавания своих переживаний. Исходя из специфики учреждения и соответствующей категории родителей, при работе с границами используются не только тренинги, но и проективные, метафорические, ролевые, аналитические, телесно-ориентированные формы работы Таким образом, работа с личностным пространством дает возможность лучше понимать свои собственные потребности, возможности, свою ответственность и компетентность, желания и чувства. В контексте экологии жизненного пространства ребенка как единого и нерушимого целого именно семейная система, а в частности – ее экологичность, во многом определяет направление и развитие, а также систему нравственных ориентиров семьи, уровень ее самоактуализации и интеграции в общество. Работа с родителями дает нам возможность проанализировать бытие ребенка во всем его многообразии, оценить влияние на него семейной системы в целом.
|