В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени.
Актуальность выбранной темы. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.
Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи в игровой форме.
Задачи:
- Закреплять временные представления у детей о сезонных изменениях в природе в разных видах практики.
- Развитие зрительной памяти, мелкой моторики
- Формировать способности воспитанников к самостоятельной деятельности через игровые ситуации.
- Создать условия для включения родителей в игровую деятельность детей.
Педагогическая целесообразность. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания нормально развивающимися детьми.
В процессе разнообразных видов деятельности на них воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции, поэтому в дошкольном возрасте чаще всего исследователями наблюдается смешение временных рамок, временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения категории времени (М.И. Васильева, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдов, И.В. Кононенко, A.M. Леушина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Т.С. Шевченко, Е.В. Щербакова, О.А. Фунтикова и др.).
Так как специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время, как его научить ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, Н.И. Фрейлах и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Как показывает практика, временные представления у детей развиваются медленно, даже длительные наблюдения ребенка за чередованием каких-то постоянных явлений, накопление жизненного опыта, изучение других величин, малоэффективны без специально организованных занятий, направленных на усвоение способов оценки времени,. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, выбрать оптимальные методы и приемы, для изучения тех или иных промежутков времени и их взаимосвязи. Создание наиболее благоприятных условий для формирования четких представлений о времени у ребенка будет создавать основу для развития таких качеств его личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.
Особенности и условия реализации программы. Систематизация теоретической и практической информации по теме формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Практические разработки, предложенные в программе, могут быть использованы педагогами в рамках непосредственно образовательной деятельности и использоваться для обучения и закрепления имеющихся знаний у детей данной возрастной группы на протяжении всего учебного процесса.
Количество участников 12 человек.
С помощью программы реализуются следующие задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас
- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства
- обобщить знания детей о временах года
- учить видеть характерные особенности разных времен года
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Используемые методы:
Словесные: чтение стихов , беседа, логические вопросы, загадки.
Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко»,«Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
Наглядные: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», игрушка ежик, птичка, две бабочки (муляжи), два дерева (муляж), три «гостьи» - Зима,Весна, Лето, Осень, (девочки в костюмах)
Весь текст материала находится в приложенном файле
|