Авторы: Сидоренко Валерия Сергеевна,
педагог-психолог ГБПОУ СОЧГК им.О.Колычева,
Демьянова Татьяна Ивановна,
педагог-психолог СП ГБОУ СОШ №1 «Детский сад №27 «Светлячок»
Совместная деятельность педагога с детьми проводится на основе заранее составленного авторского рассказа по заданной картинке и беседы с детьми по вопросам, составленным по таксономии учебных задач Д.Толлингеровой. Она помогает на деле осуществить системное проектирование задач, направленных на развитие всех познавательных возможностей ребенка, избегая однообразия в порождаемых действиях и обеспечивая преемственность переходов от простых формально-логических действий — к сложным, от творческих заданий — к заданиям на репродукцию и запоминание. Вопросы педагог составляет руководствуясь целями и задачами проводимой совместной деятельности. В качестве примера нами представлен рассказ и вопросы по картинке «Семья за обеденным столом». В основе его составления лежит «принцип позитивности», т.е. одной из главных целей данного мероприятия является привитие дошкольнику положительной (правильной) модели поведения человека в обществе.
«Вся семья собралась вместе за обеденным столом. И у родителей, и у детей, Вани и Маши, хорошее настроение, они доброжелательно настроены по отношению друг к другу. И, кажется, что даже кот в отличном расположении духа, его тоже покормят.
Мама приготовила вкусный обед: суп, запечённую в духовке курочку, картофельное пюре, салат из свежих овощей и, конечно же, испекла пирог с вишнёвым вареньем. Дети, Ваня и Маша, помогали маме накрывать стол. Папа порезал хлеб.
Ваня, увидев какой красивый и, наверняка, вкусный пирог несёт мама, не может скрыть своего восхищения и жестом показывает «Здорово».
Дети в этой семье знают, как правильно вести себя за столом. Им об этом рассказывали мама с папой и воспитатели в детском саду: есть нужно аккуратно (вилку держать в левой руке, нож в правой); чашку держать за ручку; еду нужно брать небольшими кусочками, тщательно пережёвывать, и пока не прожуёшь, лучше ничего не говорить; вежливо просить передать что-либо с другого конца стола; руки нужно держать за столом так, чтобы локти не мешали соседям; не забывать пользоваться салфеткой и обязательно мыть руки перед едой.
Маша внимательная и послушная, она старается всё выполнять, а вот у Вани «в одно ухо влетело, в другое вылетело», и ему приходится иногда напоминать о правилах хорошего тона.
Маше, Ване и их родителям очень нравится собираться всем вместе за обеденным столом. Эта традиция по душе всем членам этой замечательной семьи.»
Далее проводится беседа по вопросам:
- Расскажите, что вы видите на картинке.
- Как вы думаете, кто приготовил обед для всей семьи?
- Посмотрите, что стоит на столе и расскажите, что приготовила мама.
- На какие группы можно разделить все предметы на этой картинке?
- Рассмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, во что одеты все члены семьи. (Закрываем картинку. Воспроизведение по памяти.)
- Какое настроение у родителей и детей? Почему Вы так считаете?
- Попробуйте предположить, что особенно любит есть Ваня (Маша, мама, папа, кот).
- Нарисуйте своё любимое блюдо и поясните из чего оно приготовлено.
- Что произойдёт, если Ваня нечаянно прольёт сок (чай?)?
- Может ли кот сесть за стол?
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
«Накрываем на стол»
- Мотивация: К нам придут гости. Скорее накроем на стол.
- Ориентировочная основа действия (схема):
- Вымыть руки
- Надеть на себя фартук
- На стол кладём салфетку
- Ставим салфетницы
- Ставим блюдце в правый верхний угол салфетки
- Ставим бокал на блюдце ручкой вправо
- В центр салфетки ставим тарелку
- Нож и ложку кладём справа от тарелки
- Вилку кладём слева от тарелки
- Ставим хлебницу
- Ребёнок выполняет действие с опорой на алгоритм (схему) и речевое сопровождение.
На стол салфетку мы кладём,
Потом салфетницу несём.
Блюдце - первое из посуды!
Ставим блюдце в верхний угол.
На него кладём бокал,
Ручкой вправо чтоб стоял.
За бокальчиком тарелку
Пред собой поставим метко.
Теперь приборы расположим:
Нож с ложкой справа мы положим.
Захватим вилку, а она -
Слева от тарелки лежит одна.
Расставляем мы посуду,
Получилось просто чудо!
- Ребёнок проговаривает вслух выполняемые действия.
- Ребёнок самостоятельно выполняет большинство действий, лишь иногда подкрепляя их речью.
- Ребёнок самостоятельно без труда накрывает на стол, действия выполняются автоматизировано.
Методика развития исследовательских способностей по Савенкову А.И.
Тема: почему варенье такое ароматное?
Актуальность: варенье вкусно пахнет. Интересно! Почему?
Цель исследования: узнать, почему варенье такое ароматное (так вкусно пахнет).
Гипотеза: мы предположили, что варенье вкусно пахнет потому что в нём есть ароматные фрукты и ягоды.
Методы:
- спросить у взрослых как готовится варенье (побеседовать с поваром);
- почитать кулинарную книгу (книгу рецептов);
- провести опыты (понюхать, попробовать на вкус то, из чего варится варенье).
Основная часть:
- Из книги рецептов и из беседы с поваром мы узнаем из чего варится варенье (ягоды или фрукты, сахар, вода)
- Беседа о том, как мы чувствуем аромат (органы чувств)
- Экспериментальная деятельность:
- Готовим продукты для варки: сахар, вода, ягоды вишни;
- Нюхаем и пробуем на вкус каждый из компонентов (сахар – не пахнет, вода – не пахнет, ягоды - ароматные);
- Соединили все ингредиенты и перемешали их;
- Отнесли на кухню для варки.
- Повар принёс готовое варенье в группу. Дети оценили запах (аромат), цвет, вкус.
Вывод: варенье такое ароматное, потому что в нём ароматные ягоды и фрукты.
Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Практическая значимость
- Мы узнали из чего варят варенье и научились смешивать ингредиенты для его приготовления.
- Мы прочитали книгу рецептов и другие книги по кулинарии и узнали, что варенье можно варить не только из ягод, но и из фруктов.
- Мы закрепили знания об органах чувств (обаняние, осязание, вкус).
- Повторили правила техники безопасности на кухне.
- Закрепили обобщающие понятия: ягоды, фрукты, продукты питания.
|