Научно-исследовательский проект
"Тайны фокусов"
Пленяют в представлении
Отвага и краса,
И в каждом выступлении
Таяться чудеса.
Секретов всевозможных
У фокусника нет -
В труде большом и сложном
Единственный секрет!
Л.Ашутанова
Наверное, не найдется среди нас того, кто не был в цирке и не наблюдал представление фокусников. Иногда фокусников можно встретить на улицах или в парках больших городов. А кому то первый фокус показал папа или дедушка. Я думаю, у каждого видевшего такое волшебство, появлялось желание узнать как это получается, что они делают или может это магия…
Зимой я, затаив дыхание, смотрела по каналу СТС шоу «Империя иллюзий» с братьями Сафроновыми. В нем звезды эстрады прошли курс молодого мага у опытных иллюзионистов и показали нам как совместные со своим наставником иллюзионные номера, так и индивидуальные выступления. Выходит, это не волшебство и каждый может научиться показывать фокусы?
У меня тоже появилось желание разгадать тайны волшебства фокусов и научиться показывать их самой.
Объектом моего исследования стали виды фокусов.
Предмет исследования – способы демонстрации некоторых фокусов.
Цель исследования – узнать, что такое фокусы и могут ли их показывать дети.
Исходя из этой цели, передо мной были поставлены следующие задачи:
узнать какими были первые фокусы;
узнать что такое фокус;
изучить виды фокусов и их особенности;
проанализировать знания учащихся о фокусах;
научиться показывать простейшие фокусы.
Методы исследования: получение информации из книг, интернета; анализ; анкетирование; наблюдение; сравнение; обобщение.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что руководствуясь современными источниками, были обобщены и систематизированы знания о фокусах, об истории их возникновения и классификации фокусов, освоены методы проведения фокусов.
Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволит заинтересовать школьников возможностью изучения и самостоятельной демонстрации фокусов, расширит кругозор учащихся. Данные материалы могут быть использованы во внеклассной деятельности.
Немного о первых фокусах.
Иллюзионное искусство насчитывает уже пять тысячелетий.
Большинство исследователей называет родиной фокуса Древний Египет, чему служит подтверждением древнеегипетский папирус «Весткар». В нем описывается, как примерно в 2900г. До н.э. Чародей Джеди предстал перед фараоном Хуфу и удивил его своим искусством. «Принесли гуся и отрезали у него голову. Положили гуся у западной стены зала приемов, а его голову — у восточной стены. Джеди проговорил заклинание, и поднялся гусь, и пошел, переваливаясь, и голова его тоже поднялась к нему навстречу. И вот голова гуся вновь приросла к его шее. Встрепенулся гусь и загоготал...» - так повествует папирус.
В глубокой древности секреты магии хранились в тайниках храмов, тщательно оберегались жрецами. Но пришло время, и многие из них были разгаданы. Талантливые умельца вынесли их на площадь и превратили в яркие увеселительные зрелища.
Известно, что в Древней Греции фокусники пользовались исключительной народной любовью. Сопровождаемые шутками или остротами, чудеса бродячих чародеев становились привычными и даже необходимыми на базарах и празднествах, на пирах и в театрах. Популярность странствующих фокусников достигла такой степени, что в честь отдельных из них — Картифена, Феодосия, Евклида и Деофита — были воздвигнуты статуи.
А когда же иллюзионное искусство возникло на Руси?
В древних русских документах фокусы именуются «штуками», а скоморохи-фокусники - «штукарями» и «морочниками». В былине «Вавило и скоморохи» есть следующие строки:
А и было в руках-то понукальце -
А и стало тут погудальце....
Иными словами, в руках скомороха кнут превратился в дудку. Понесла она куру-то варену,
Еще кура тут-то да ведь взлетела,
На печной столб села да запела...
Оживление вареной или жареной курицы — один из любимых трюков ярмарочных иллюзионистов средневековья. «Как сделать, что поданная на стол жареная курица уйдет с блюда?» - этот вопрос служил заголовком к фокусу, который здесь же и описывался: «Взявши поровну макового семени и кукольванцу, накормите этим курицу, которая от этого уснет и будет, как мертвая. В это время ощиплите у нее перья и, обмазав яичным желтком, общипанную, засушите, и тогда она будет казаться жареною; но когда поданную на стол ее слегка потрогают вилкой, она тотчас очнется и встанет».
В былине повествуется еще об одном иллюзионном трюке:
Заиграл Вавило во гудочек,
А во звончатый да переладец,
А Кузьма с Демьяном приспособил —
И у той у красной девицы,
У ней были холсты-то ведь холщены —
Еще стали шелковы да атласны…
Иллюзионный трюк «превращение холста и мешковины в шелк» не раз проделывался впоследствии западными фокусниками. Былина точно воспроизводит внешний эффект трюка и его характерную техническую деталь. Для его исполнения необходим помощник, и Кузьма «приспособил» данный трюк вместе с Демьяном.
Набор трюков русских скоморохов-фокусников XI-XII веков схож с репертуаром их западных собратьев.
Процветало искусство иллюзии и на Востоке. А слава индийских факиров прокатилась по всему миру. О том, что чародеи на Востоке превращают в твердый вертикальный столб мягкую веревку, Европа впервые узнала из записок путешественника XIV века Ибн Баттуты. Вот что он писал: «Потом мастер взял в руки деревянный шар. В нем были отверстия, и сквозь них проходила веревка. Он подбросил шар в воздух. Тот взлетел высоко вверх и скрылся из виду. Когда в руках мастера остался совсем маленький кусочек веревки, он приказал мальчику лезть по ней вверх. Тот полез по веревке и скрылся с наших глаз. Прошло некоторое время. Мастер окликнул мальчика и, не дождавшись ответа, сам полез по веревке. Он добрался до ее конца и тоже скрылся из виду. Послышались громкие крики перебранки, и вдруг окровавленные части тела начали падать вниз. Разгневанный, весь забрызганный кровью, мастер спустился. Он приблизился к эмиру, распростерся у его ног, проговорил что-то, потом подошел к расчлененному телу мальчика, собрал все куски вместе, накрыл их платком и сделал над ними несколько пассов. Мальчик появился в другой части двора живой и невредимый».
Этот иллюзионный номер получил название «Индийский канат». Он долгое время будоражил воображение европейцев, и над его секретом много лет безуспешно бились иллюзионисты всего мира. В настоящее время существует множество объяснений этого фокуса, начиная от массового гипноза и месмеризма и заканчивая левитацией. Думается, что в действительности для этого трюка необходимо следующее: невидимый для человеческого глаза канат, который висит над местом представления; подбрасываемая индусом веревка, которая каким-то образом цепляется за этот невидимый канат; побритые части обезьяны в роли человеческих конечностей; мальчики-близнецы (один лезет по веревке вверх, а другой появляется из-под одежды). Из различных объяснений, обман кажется наиболее правдоподобным.
Таким образом, даже первые фокусы доказывают нам, что они всего лишь ловкость рук и результат хорошей работы фантазии.
В 17 веке на жителей Германии и Голландии неизгладимое впечатление произвел «волшебник» Охес Вохес (это имя фокусник позаимствовал у таинственного мага-демона ил норвежских легенд). Во время своих магических сеансов волшебник приговаривал: «Фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео». Зрители же разбирали из всего этого бормотания только таинственное «фокус покус». Поэтому волшебник и получил одноименное прозвище. Эти волшебные слона показались другим представителям профессии забавными, они подхватили их, и вскоре вcе иллюзионисты и трюкачи стали называть свои представления фокусами.
Магическое ремесло развивалось параллельно с развитием человечества, однако чёрной полосой для этого ремесла были Средние века, когда любое необъяснимое действие было равносильно колдовству и каралось смертной казнью. Тогда фокусы почти не показывали, и ремесло могло кануть в лету. Однако в 1584 году некий англичанин по имени Реджинальд Скотт написал и выпустил в свет первый пособник для начинающих фокусников. Книга получила название «The Disco-verie of Witchcraft», что в переводе значит «Открытие колдовства». Автор не преследовал цель написать учебник по практическим фокусам. Он лишь хотел открыть глаза всему миру и показать, что фокусы – это не происки Сатаны, а всего лишь ловкость рук и результат хорошей работы фантазии.
Таким образом, фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей. Главным назначением фокусов во все времена было удивлять, производить впечатление, создавать ощущение чуда.
Что такое фокус?
Иллюзионное искусство — один из видов деятельности человека. Иллюзионное искусство привлекает зрителей своей фантастичностью происходящего на сцене. Зритель, присутствуя во время трюка, сам может убедиться в том, что на сцене происходит невероятное, невозможное действие.
Основой иллюзионного искусства является иллюзионный трюк — фокус. Что заложено в этом понятии? Что происходит, когда один человек в манеже или на эстраде показывает фокусы, а тысячи людей сидящих в зрительном зале только разводят руками?
В толковом словаре Д.Ушакова написано, что «фокус — это ловкая проделка, ловкое представление, трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости».
Без чего не может быть фокуса? В первую очередь — без зрителя. Искусство танца, пение может существовать без зрителя. Можно танцевать и петь для себя, получая при этом эстетическое удовольствие. А вот показывать фокусы самому себе нельзя. Фокуснику обязательно нужен зритель.
Фокус — это иллюзионный трюк. Самостоятельное, законченное, сюжетное действие, реально происходящее в присутствии зрителя. Производит на зрителя необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект. Этот эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором используются психофизиологические особенности человека. В результате воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю иллюзорным, то есть оценивается им как невозможное, необъяснимое.
В фокусе различают:
1. Эффект. Это внешняя сторона фокуса — то, что видит зритель, впечатление от него.
2. Метод. Это проведение, исполнение фокуса. Описание действий фокусника. В методе неявно присутствует используемый приём.
3. Прием. Это способ для достижения иллюзионного эффекта в фокусе. С помощью приёма реальные действия иллюзиониста становятся для зрителя необыкновенными, иллюзорными, превращаются в иллюзионный эффект.
Современный иллюзионизм обширен и многогранен. На чем только не основаны его замысловатые трюки! Согласно используемым средствам они и классифицируются, разделяются на группы. Типы фокусов представлены в приложении 2.
Таким образом, изучив первые фокусы и понятие фокуса, я прихожу к выводу, что фокус - это прежде всего научные знания, которые эстетически представлены, мастерски выполнены, дополнены символическим действием (заклинанием), атрибутами (волшебные палочки, костюм мага и т.д.) и создают иллюзию магического действия, так как законы на которых они основаны не известны.
|